Зарплату учителям повысят за счет сокращения прилипал?
Резервы для увеличения зарплат педагогически работникам необходимо искать внутри сферы образования. Об этом десяткам тысячам белорусских учителей еще раз напомнил Александр Лукашенко, затронув в своем послании народу и парламенту тему зарплат в бюджетных отраслях.
Пока бюджетники не оптимизируют сферу труда, «ни о каких высоких зарплатах речи быть не может», заявил Александр Лукашенко. По его словам, на текущий год в бюджете заложено неоднократное повышение тарифной ставки первого разряда, а также пенсий и пособий: «Но это не должно быть простой индексацией роста цен или имитацией роста зарплат».
Глава государства напомнил, что на совещании в марте нынешнего года перед правительством была поставлена задача по сокращению разрыва в оплате труда между работниками бюджетной сферы и в целом по народному хозяйству.
«Сегодня данное соотношение составляет около 80%, а оптимально должно быть менее 90%. Согласитесь, не должен учитель или медицинский работник чувствовать себя ущербно перед работниками других сфер», — отметил Лукашенко.
Решение вопроса следует искать в оптимизации. Например, Лукашенко предложил для учителей поднять ставку с 18 до 20 часов в неделю.
«Ну сделайте шаг навстречу в этом плане, как произошло с государственным аппаратом, где я принял решение по сокращению на 25%, и под 13 тысяч человек мы сократили. Народ поймет, если мы за счет этого и других ресурсов подымем зарплату. Почему не пойти на эти два часа, чтобы народу продемонстрировать?» — задался вопросом глава государства.
«Почему Министерство образования до сих пор не очистило всю эту структуру образовательную от разного рода прилипал? Сколько там разных методических и прочих коллективов, которые ничего, никакой пользы образованию не приносят», — заявил Лукашенко.
Что касается различных, как выразился официальный лидер, прилипал, то сегодня в Беларуси работает 11 институтов, занимающихся методологическим обеспечением сферы образования и контролем за ней. Например, Республиканский институт высшей школы, Республиканский институт профессионального образования, Академия последипломного образования, Национальный институт образования. В каждой области есть институты развития образования. О количестве работников этих институтов можно судить очень приблизительно: в Минобразования не могут назвать точное их количество, методистов в отдельности тем более.
Например, в Минском городском институте развития образования работает более 200 человек, включая технический персонал. Институт позиционирует себя как ведущий региональный центр научно-методического сопровождения системы образования Минска, обеспечивающий непрерывность педагогического образования, расширяющий возможности дополнительного образования взрослых и создающий основы образовательной политики столицы.
Насколько методологические разработки специализированных институтов помогают рядовому учителю обычной школы? В самом недавнем прошлом школьный учитель, а ныне репетитор Анжелика Салонович говорит, что не особенно:
«Несколько лет назад мы были в Польше на встрече с коллегами. Там различные разработки, идеи, планы спускаются сверху вниз, то есть от методистов в различных институтах образования к учителям. У нас же учителя должны разработать, сдать школьному методисту, который все это отправит в районный отдел образования и далее по вертикали. Я не знаю, что делают методисты в различных структурах. Наверное, аккумулируют информацию, но это не приносит пользу школе. Думаю, они выполняют проверяющие функции. Моя знакомая работает в детском саду в Лиде психологом. Ее отправили в командировку в Гродно только для того, чтобы там ей объяснили, как подписывать папки, чтобы участвовать в конкурсе кабинетов психологов. Казалось бы, зачем тогда интернет?».
Что касается нагрузки на учителей, то ее, считает Анжелика Салонович, и сейчас более чем достаточно. Ведь 18 часов в неделю — это не означает, что с понедельника по пятницу учитель ведет четыре урока и еще на два приходит в субботу: «Учителей гоняют на различные воспитательные мероприятия. Могут, например, послать посетить Ледовый дворец, где пробудешь с детьми два часа, плюс столько же потратишь на дорогу. Оплатят же ему только час работы, потому что одно мероприятие — это один час».
К тому же, большинство учителей после уроков не уходят из школы: «Проверка тетрадей занимает очень много времени. Один класс — это примерно 25 тетрадей. Проверка занимает около двух часов. Теперь посчитайте, сколько времени займет проверка, если у учителя 3-4 класса».
Плюс ко всему, считает Анжелика Салонович, в учительской нагрузке не учтена подготовка к урокам и различным классным и внеклассным мероприятиям. Много времени тратится впустую на различную бумажную работу, отмечает Салонович:
«Учитель пишет различные справки, характеристики на детей, описывает условия, в которых они живут дома. Организовывает питание школьников. Кроме того, расписание составляется с учетом ряда требований, например, санстанции. Так, урок физкультуры должен носить разгрузочный характер, поэтому не должен стоять последним уроком. Расписание у учителей часто такое: форточка-урок, форточка-урок. Это означает, что можно отработать три урока, а просидеть 5! И, естественно, форточки считаются свободным временем учителя, в подсчитанную нагрузку не входят. Есть еще система замен, от которых отказаться невозможно».
Именно поэтому большинство учителей предпочитают работать на полторы ставки — так меньше времени расходуется впустую.
Согласно данным исследования, проведенного Исследовательским центром ИПМ, в Беларуси основная часть расходов на образование приходится как раз на среднее образование, и значительную долю этих расходов составляет зарплата учителей.
Однако, несмотря на масштабность расходов, зарплаты педагогических работников назвать адекватными затрачиваемым ими усилиям трудно. Зарабатывают учителя мало.
В недавнем исследовании Всемирного банка, касавшемся государственных расходов Беларуси, отмечалось, что в Беларуси наблюдается избыточная численность педагогов в системе среднего образования по отношению к количеству учеников. В Минобразования эту проблему признают, хотя и отмечают, что армия учителей ежегодно сокращается.
По выводам экспертов Всемирного банка, еще одна проблема заключается в неэффективности распределения финансовых средств. Существующие механизмы сметного финансирования создают мотивацию у школ и местных администраций сохранять значительное количество персонала и избыточные мощности.
Сейчас Минобразования проводит эксперимент по подушевому финансированию, когда школа получает ровно столько средств, сколько имеет учеников. В перспективе это позволит определенную часть расходов, сейчас уходящих, по сути, в никуда, переориентировать на повышение зарплат, ремонт школ или закупку нового оборудования.
Однако, как показывает опыт, прогрессивные методики (не только в образовании) плохо встраиваются в управленческие конструкции советского образца. А белорусская система образования фактически сохранила советскую модель. И попытка оптимизации труда в образовании может закончиться тем же, во что превратилась реформа госорганов — банальным сокращением (например, тех же методистов) и перераспределением нагрузки между оставшимися без существенного изменения функций.
Елена СПАСЮК