Лежи, моя куделя
Очередной экономический парадокс: экспорт льна, стратегического для нашей страны продукта, вместо прибыли приносит убытки, счет идет на миллиарды. Страдают главным образом государственные предприятия. Те, что льноволокно выращивают, и те, которые специализируются на его продаже. Все они теряют. Зато другие, преимущественно частные, зарабатывают — и неплохо, хотя лишь посредничают между производителем и зарубежным покупателем.
Все натуральное — ткани, одежда, постельное и столовое белье — сегодня в большой моде. Более того, на мировом рынке товаром повышенного спроса было и остается само по себе льноволокно, даже в необработанном виде. Почему же его экспорт приносит убытки? Мы разучились торговать?
Выходит, что так. Вывод следует из анализа Комитета госконтроля. Один из примеров тому — Шкловская экспортно–сортировочная льнобаза, которая прекратила поставки волокна в Китай, Италию и Германию, потеряв при этом и несколько потенциальных покупателей. Не преуспевают и те, кто лен все же экспортирует.
В 2012 году страна произвела 38,6 тысячи тонн волокна. На внутреннем рынке основным его потребителем является Оршанский льнокомбинат, которому в счет госзаказа и была поставлена половина этого объема, 17,7 тысячи тонн. Из оставшегося количества льнозаводы 26,1 процента реализовали экспортно–сортировочным базам и еще 20,5 процента — коммерческим структурам, индивидуальным предпринимателям.
Что в итоге? От реализации продукции через льноэкспортные базы заводы в 2012 году получили убытки в сумме 5,5 млрд. рублей. С потерями сработали более половины организаций. К началу года их кредиторская задолженность превысила 600 млрд. рублей.
Зато на льняной ниве буйно и повсеместно расцвел посреднический бизнес разных форм собственности — на это особо указал госконтроль. Причем 80 процентов экспортного объема приходится на нескольких крупных игроков: «БелЛьноТекс» (Витебская область), «Альфа клуб» (Гомельская), «АЛБ–импекс» (Гродненская), «БелРосКардо» (Могилевская), «Десятка–строй» и ООО «Фруктополис» (Минск)... Неужели они тоже внакладе?
Нет, конечно. Коммерсанты не скупятся: чтобы получить ходовое за границей сырье, готовы дать за него больше цены внутреннего рынка, причем с предоплатой. Экспортируя волокна даже не лучшего качества, посредники доказывают, что это выгодно: у большинства из них рентабельность составляет около 15 процентов. А вот ОАО «Витебсклен», вдвое снизив в 2012 году объемы экспорта, имело отрицательную рентабельность и убытки на сумму 1,1 млрд. рублей.
Как установил госконтроль, этот экономический парадокс отчасти имеет управленческие причины. Постановлением Совета Министров еще в 2010 году была сформирована Комиссия по регулированию рынка отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Экспорт льна находился в сфере ее внимания, но свою миссию комиссия не выполнила. В частности, не позаботилась установить меры ответственности за нарушения при вывозе льна за границу.
Нельзя сбрасывать со счетов и безынициативность самих льнозаводов в поиске внешних рынков сбыта. Кто ищет, тот находит. Это доказали некоторые льнозаводы Брестской и Могилевской областей, которые за год по прямым договорам продали на экспорт 1,2 тысячи тонн волокна и заработали 1,3 млрд. руб. прибыли.
...Льняная пряжа на разрыв вдвое крепче хлопчатобумажной и втрое — шерстяной. Влагу испаряет с той же скоростью, что и поверхность воды. Вот почему льняная ткань всегда остается свежей и прохладной, обеспечивая отличное самочувствие в самом жарком климате. Вот почему белорусский лен всегда будут носить. Если мы совсем не разучимся его продавать.
Прямая речь
Денис Головарев, начальник отдела контроля за работой предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию Комитета госконтроля:
— Отдельные коммерческие структуры и предприниматели воспользовались явным пробелом в законодательстве. Для исправления ситуации Комитет госконтроля выработал ряд мер. Среди первоочередных — включение льноволокна в перечни товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в торговле с третьими странами. Следует принять положение об экспорте льноволокна и установить ответственность за его нарушения. Перспективна реализация льноволокна на внешние рынки через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и создание товаропроводящей сети за рубежом. Предложения направлены в Правительство.
Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ
Фото: БЕЛТА