Тайны аномальных зон Беларуси

Источник материала:  

(Продолжение. Начало в «ЗН» № 14 от 5 апреля)

Даже мыши впадают в истерику

В зонах «земных лучей» очень даже неплохо чувствуют себя микроорганизмы, рассказал главный научный сотрудник ГНУ «Институт природопользования», профессор, доктор геолого-минералогических наук Алексей Матвеев. Их деятельность там усиливается, и это может привести, например, к гниению картофеля и прокисанию вина. К примеру, в Санкт-Петербурге по просекам, маркировавшим будущие линии и проспекты на Васильевском острове, на одинаковом расстоянии от земли подвешивались куски сырого мяса. В тех местах, где оно быстрее загнивало, дома не строились.

Прекрасно себя чувствуют в геопатогенных зонах и многие виды насекомых. Именно здесь предпочитают сооружать свои муравейники красные муравьи. А исследователь Эвелин Проуз из Англии и ряд ученых из Латвии утверждают, что пчелы из ульев, расположенных над подземными «водными жилами», производят в три раза больше меда, чем обычно.

– Многими исследованиями, выполненными за пределами нашей страны, доказано, что преимущественно над аномальными зонами зимуют и откладывают яйца пресмыкающиеся, – отмечает ученый. – А вот большинство домашних животных (кроме кошек) стараются избегать таких мест. Собаки, к примеру, даже в самый лютый холод не спрячутся в будку, если она размещена над аномальной зоной. Кстати, по этому признаку наши предки определяли оптимальное место для строительства дома. Есть и другие любопытные факты. Например, латвийские ученые доказали прямую связь заболеваемости коров стойлового содержания лейкозом и маститом с геопатогенными зонами, пересекающими коровник. В этих же зонах отмечалось снижение на 15 процентов рождаемости телят, отмечено двух-трехкратное снижение надоев. У лошадей и овец развивается бесплодие, а куры плохо несутся и теряют перья. Странно ведут себя и мыши, находящиеся в клетках над такими зонам. Они постоянно возбуждены, грызут клетки, даже съедают собственные хвосты и потомство. Видимо поэтому раньше приметой хорошего места для строительства дома считалось обилие в земле мышиных нор.

Невидимые убийцы

По негативному влиянию на здоровье человека, геопатогенные зоны в некоторых случаях могут в несколько раз превосходить отрицательное воздействие от выбросов крупных промышленных предприятий.

Геопатогенные зоны – это невидимые убийцы, – говорит Алексей Матвеев. – Речь идет о таких серьезных заболеваниях, как рак, сердечно-сосудистые, рассеянный склероз, нарушения опорно-двигательного аппарата, мозгового кровообращения, мигрень и т. д., количество которых у людей, проживающих в «гиблых» местах, увеличивается в разы.

Так, согласно исследованиям, проведенным в Австрии, если постель человека находится в геопатогенной зоне, то он может долго (часами) засыпать. Его сон будет тревожным, а после просыпания останутся усталость и утомление. Человек будет угрюмым, нервозным, склонным впадать в депрессию. У него будут отмечаться учащенное сердцебиение и судороги в ногах. У детей, к тому же, может возникать чувство страха. Они могут вскрикивать во сне, скрипеть зубами, зябнуть в постели, иметь плохой аппетит и т. д. Опасность состоит еще и в том, что разрушающего воздействия геопатогенных зон человек часто не ощущает, пока болезнь себя не проявит. Вот почему люди должны с этим считаться, дабы улучшить самочувствие и работоспособность, уменьшить расходы на поддержание здоровья.

Землетрясения были, есть и будут

С разломами земной коры тесно связана повышенная интенсивность современных движений земной коры. Известно, что вся поверхность Земли постоянно испытывает незначительные колебания. Например, на территории Беларуси в настоящее время происходят поднятия и опускания со скоростью примерно 1-2 мм в год. На юге отмечаются незначительные опускания поверхности, центр относительно поднимается. Но в зонах разломов земной коры, особенно активных, скорость этих движений гораздо выше и может достигать 20-40 мм в год. Это один из неприятных факторов, поскольку опасность кроется еще и в том, что эти движения довольно часто меняют направление. Такие колебания со временем могут нарушать целостность расположенных в их пределах крупных сооружений.

Кто-нибудь, прочитав это, скажет: нам, мол, волноваться не стоит, Беларусь в геодинамическом отношении страна спокойная. Но так ли это на самом деле? Профессор Матвеев по этому поводу отмечает, что спокойствие это относительное. По сравнению с Кавказом или Дальним Востоком, у нас, конечно, спокойно, но землетрясения на территории Беларуси были, есть и будут. Для тех, кто не в курсе, ученый приводит примеры: в 1908 году на границе с Литвой недалеко от д. Гудогай произошло землетрясение, которое оценивается в 7 баллов. По описаниям, тогда раздавался сильный грохот, звон стекол. Возникло впечатление, что рушатся дома. Животные падали на колени. Появилась трещина в земле протяженностью до 1 км. Примерно в 1887 году произошло землетрясение в районе Борисова, в конце ХIХ столетия были отмечены два землетрясения в районе Могилева. Правда, где были эпицентры, сказать затруднительно, но по описаниям, найденным в старых газетах и других документах, современные сейсмологи оценивают их силой до 6 баллов.

Часто «трясет» и в районе Солигорска, говорит Алексей Васильевич. Со времени эксплуатации завода калийных удобрений, где уже около 40 лет стоят специальные станции, фиксирующие различные колебания в земных недрах, толчки силой 3-4 балла регистрировались десятками.

– Вот почему мы, ученые, говорим, что патогенные зоны надо очень хорошо изучать, – отмечает значимость исследований профессор. – Кстати, с зонами разломов связаны залежи различных полезных ископаемых. По этой причине в таких районах в свое время локализовалась промышленность и строились крупные города.

К слову, ученые Института геологических наук НАН Беларуси, а позднее Института природопользования, участвовали в работах по выбору места строительства АЭС в Беларуси. Лучший участок сначала был определен на востоке страны, но в результате долгих исследований ученые пришли к выводу, что нынешнее место (севернее Островца) лучше и спокойнее.

Кстати

Установлено, что в формирующихся геохимических аномалиях в большинстве случаев количество отдельных элементов не достигает предельно допустимых концентраций. Однако местами содержание никеля, хрома, ванадия, марганца, свинца может приближаться и изредка даже превышать этот показатель. Так, в зонах некоторых разломов количество никеля составляет до 70 г/т (севернее города Житковичи, восточнее городского поселка Логишин), хрома – до 65-100 г/т и более (севернее города Калинковичи, севернее Слуцка, западнее Турова), ванадия – до 100 г/т и более (западнее Турова, восточнее Кобрина и Логишина), марганца – до 3 кг/т и более (восточнее Логишина, западнее Турова, юго-восточнее Светлогорска), свинца – до 30-40 г/т (южнее Борисова, севернее города Береза, юго-восточнее Светлогорска).

В долинах Днепра, Ясельды, Случи, Друти и Цны на участках пересечения с зонами различных линейных нарушений в аллювии (это отложения, формирующиеся постоянными водными потоками в речных долинах, – песок, гравий, галька, суглинок, глина) в 1,5-2 раза и более возрастает содержание тяжелых металлов, которые входят в состав циркона, гранатов, амфиболов, ильменита, лейкоксена, рутила и др. Опасность повышается в разы, если, помимо этого, вблизи разрывных нарушений еще и формируются повышенные концентрации
радионуклидов.

Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН»
(Продолжение следует)

←Сильные дожди и первые грозы "смоют" остатки зимы с территории Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика