Беларусь проявила «жест доброй воли» по отношению к Терезе Стшелец
Беларусь приняла решение о снятии ограничений на выезд гражданки Польши Терезы Стшелец. Соответствующее сообщение распространил сегодня Государственный таможенный комитет, передает БелаПАН.
ГТК напоминает, что в апреле 2012 года гражданкой Стшелец был ввезен на территорию Беларусь автомобиль Chrysler Jeep Cherokee. Он был оформлен таможенными органами во временный ввоз.
«В нарушение своих обязательств о временном ввозе гражданка Стшелец передала транспортное средство гражданину Республики Беларусь. Такое действие явилось нарушением таможенного законодательства. Возникло обязательство об уплате таможенных пошлин и налогов. Гражданка Стшелец таможенные платежи не уплатила. В соответствии с законодательством Республики Беларусь гражданин, имеющий непогашенную задолженность, ограничивается в выезде из страны», — поясняют таможенники.
«Вместе с тем, несмотря на наличие неисполненных польской гражданкой обязательств, сегодня белорусской стороной из гуманных соображений было принято решение о снятии ограничений на выезд гражданки Стшелец. Она может покинуть Республику Беларусь в любое время», — говорится в сообщении и ГТК.
При этом МИД Беларуси заявил, что польские СМИ пытаются придать ситуации с Терезой Стшелец политическую окраску. Говоря о снятии ограничения на выезд гражданке Польши, первый секретарь пресс-службы управления информации МИД Беларуси Юрий Кулабухов заявил, что «этим решением белорусская сторона, руководствуясь гуманными соображениями, проявила жест доброй воли».
При этом представитель МИД отметил, что действия Терезы Стшелец явились грубым нарушением таможенного законодательства. «Данный вопрос находится в чисто правовой плоскости. Этого, кстати, не отрицает и польская сторона», — приводит слова Кулабухова БЕЛТА.
«Тем более у нас вызывают недоумение попытки СМИ в Польше придать этому юридическому вопросу политическую окраску. Нам представляется, что целью таких медийных атак является отнюдь не судьба своей соотечественницы, а совсем другие мотивы», — отметил Юрий Кулабухов.
По его словам, во избежание возникновения таких ситуаций белорусская сторона ранее неоднократно предлагала заключить двусторонние международные договоры между Беларусью и Польшей в области предотвращения нарушений таможенного законодательства, включая вопросы признания и исполнения административных и судебных решений по таможенным делам. «Но эти предложения остались без ответа с польской стороны», — отметил Кулабухов.
Сегодня в МИД Беларуси был приглашен представитель посольства Польши в Беларуси, до которого была доведена информация о снятии ограничений на выезд из Беларуси польской гражданки Терезы Стшелец.
Напомним, 20 марта стало известно, что уже две недели Стшелец не может выехать из Беларуси — от нее требуют заплатить налог и пошлину за ее же автомобиль, ранее конфискованный и проданный на основании решения белорусского суда.
Год назад Стшелец побывала в Беларуси на экскурсии и оставила здесь свою машину, которая сломалась в дороге. Без разрешения хозяйки автомобилем пользовался сын механика, ремонтировавшего машину. Сына задержала милиция, а машину изъяли и передали на склад таможни.
В январе суд постановил, что автомобиль должен быть возвращен владельцам. Однако к тому времени машина Стшелец уже была продана. Сейчас таможенники заявили о готовности вернуть деньги за автомобиль, но одновременно потребовали от гражданки Польши заплатить 173,3 млн. рублей — штрафные санкции за то, что транспортное средство не было вывезено в установленном порядке и в установленный срок c территории Беларуси, и пени за невыплату.
Стшелец отказалась платить, и белорусская сторона аннулировала ее визу, не разрешив выехать из страны.
МИД Польши предпринимал шаги дипломатического характера, призывая белорусские власти разрешить ситуацию «гуманно». Посольство Польши в Минске направило в МИД Беларуси ноту о судьбе Стшелец, а представитель польского МИД встречался с послом Беларуси в Варшаве, чтобы обсудить ситуацию.
8 апреля Тереза Стшелец объявила в здании польского консульства в Бресте голодовку, таким образом протестуя против действий белорусских властей.