Пчела летает, границ не знает

Источник материала:  
НА МИНУВШЕЙ неделе нашу страну впервые посетил президент Международной федерации пчеловодческих ассоциаций «Апимондия» («апис» с латыни — «пчела», «монди» — «мир») Жиль РАТИЯ. Представитель Франции, возглавляющий межконтинентальную структуру, которая объединяет интересы более 7 миллионов производителей меда из 100 государств мира, встретился с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Василием Казакевичем. Состоялся заинтересованный разговор о возможных перспективах взаимовыгодного сотрудничества. Затем гостя встретили аплодисментами белорусские пчеловоды, которые собрались по этому случаю в Минсельхозпроде. Беседуя с ними, Жиль Ратия рассказал о глобальных проблемах отрасли. Главная из них — аномально высокая смертность пчел, особенно в Европе. Не менее тревожным симптомом, по его мнению, является токсикация некоторых медов. В них содержатся антибиотики, алкалоиды. Если сказать проще, 50 процентов европейских продуктов с названием «мед» таковыми не являются. Но производителям настоящего, качественного меда из-за засилья конкурентов приходится постоянно снижать цену, хотя пчеловодство — отрасль затратная и не приносящая большой прибыли в один момент. Следовательно, молодежь идет в это дело неохотно. Добавить сюда нелегальный импорт пчел, воровство ульев и распространение пчелиных пород с низкой продуктивностью — и становится очевидным, что консолидация усилий в развитии пчеловодства на всех континентах весьма своевременна. Только сообща, считает французский гость, мы можем сохранить генетическое разнообразие пчел, размножать медоносные растения, внедрять всемирные потребительские стандарты продуктов пчеловодства. Жиль Ратия любезно согласился дать эксклюзивное интервью «Белорусской ниве».

— Господин Ратия, Международная федерация пчеловодческих ассоциаций «Апимондия» имеет столетнюю историю. Какова сегодня ее структура и по каким направлениям осуществляется ваша деятельность?

— Наша организация, являясь преемником Международного пчеловодческого конгресса, основанного в 1895 году, преследует цели научного, технического, экологического, социального и экономического развития пчеловодства во всех странах мира. Федерация состоит из 12 комиссий. Пять из них непосредственно координируют работу пчеловодов на континентах, семь — занимаются наукой. В частности, ведут исследования по проблемам биологии, здоровья пчел, опыления, экономики и технологии производства, апитерапии, развития пчеловодства в развивающихся странах. Созданы также специальные группы, которые изучают последствия применения генетически модифицированных продуктов, гербицидов.

— Средства химзащиты растений — для наших пчеловодов также больной вопрос. Очень трудно доказать, что гибель насекомых произошла именно по причине их применения. За последние годы в Беларуси известен лишь один случай, когда владелец пасеки получил через суд компенсацию за потерю пчел после обработки поля гербицидами без должного оповещения. Как в других странах решается эта проблема?

— В большинстве государств Евросоюза система четко отработана. Установив гибель пчел, владелец пасеки делает контрольную выборку и привозит образцы в специальную лабораторию. При обнаружении воздействия пестицидов проводится расследование, какие химические работы проводились на сельхозугодьях в радиусе трех километров от пасеки. Выявленные нарушения являются веским основанием для возбуждения дела в суде.

Для более масштабной защиты пчел от истребления химикатами мы во Франции активно используем метод массового протеста. Проведенные пчеловодами манифестации против использования двух наиболее опасных неоникотиноидных пестицидов, которые в 7 тысяч раз токсичнее печально известного ДДТ, заставили правительство недавно принять решение о запрещении их применения на территории страны.

К сожалению, во многих государствах этим проблемам пока не уделяется должного внимания. При отсутствии четкого правового регулирования пчеловоды не могут там истребовать у сельхозпроизводителей возмещения нанесенного ущерба, количество пасек сокращается.

 — На протяжении многих лет идут дискуссии о поддержке пчеловодства в планетарном масштабе. Насколько актуальна эта проблема?

— Судите сами. По сравнению с увеличением производства продуктов питания население планеты растет опережающими темпами. Уже сейчас есть страны, которые не в состоянии обеспечить свою продовольственную безопасность. В то же время пчелы, количество которых во многих регионах сокращается, непосредственно участвуют в производстве 35 процентов всех продуктов питания. Каждый евро, вложенный в пчеловодство, за счет увеличения урожайности возвращается для других сельхозпроизводителей пятнадцатью. Но многие почему-то считают, что содержание пасек — забота владельцев, а опыление, которое производят их пчелы, — манна небесная для садоводов и растениеводов. Хотя, по сути, этот высокоэффективный агротехнический прием приводит к повышению урожайности энтомофильных сельскохозяйственных растений от 30 до 160 процентов. В теплицах, к примеру, прибавка сбора огурцов при опылении с помощью пчел составляет 275—300 процентов.

На европейском континенте и в других странах с интенсивным ведением сельхозпроизводства в последние годы хорошо осознали, что грамотное опыление растений насекомыми дает прибавку урожая не меньше, чем, к примеру, ирригация или орошение. Многие пчеловоды получают от сельхозпроизводителей гарантированную оплату за обслуживание садов, огородов, посевов гречихи, рапса, клеверов и других культур.

— У нас же, бывает, дело доходит до абсурда: недальновидные руководители требуют от пчеловодов плату за размещение пасек у посадок медоносов.

— Видимо, за этим кроются многие ваши беды с недобором урожая таких культур. Пчеловодство, к сожалению, возглавляет список сельскохозяйственных отраслей, наиболее подверженных риску со стороны почвенно-климатического фактора. Нередко возникает парадоксальная ситуация: пчеловод вложил средства, подготовил семьи к медосбору, а жара, резкое похолодание, затяжные дожди либо другие неблагоприятные погодные условия сводят на нет результаты многомесячного труда. Между тем из-за необоснованного роста цен на промышленные товары, используемые в отрасли, а также на горюче-смазочные материалы и электроэнергию, материальные затраты в расчете на одну пчелиную семью постоянно увеличиваются. И здесь государство просто обязано подставить плечо.

В Евросоюзе уже сложилась четкая схема такой поддержки. Для входящих в него 27 стран из общего бюджета на развитие пчеловодства ежегодно выделяется 32 миллиона евро. Средства распределяются в зависимости от пропорций производства и задач, стоящих в развитии отрасли. В свою очередь такую же сумму должна выделить для поддержки отечественного пчеловодства и страна, принимающая деньги Евросоюза. Это позволяет исключить необоснованность заявок. Ведь чем больше вы возьмете денег из общей кассы, тем больше придется выложиться из собственного кармана. Причем это не значит, что под одну гребенку евро лично получает каждый производитель. Средства целевым образом идут на племенную работу, закупку пчелосемей, медикаментов и производственного оборудования, оплату механических средств для транспортировки пасек.

— Одна из главных уставных задач «Апимондии», насколько мне известно, господин Ратия, заключается в содействии обмену информацией и обсуждению состояния пчеловодства. Какие формы работы здесь используются?

— Делается это путем организации конгрессов и симпозиумов, где пчеловоды, ученые, производители, продавцы меда и законодатели встречаются, чтобы слушать, обсуждать и учиться друг у друга. Согласитесь, что существует большая необходимость встреч с людьми, с которыми вы общаетесь, лицом к лицу.

Поэтому раз в два года, чередуя континенты, мы проводим Международный конгресс «Апимондии». В конце сентября 43-й по счету пройдет в Киеве. За это право Украина боролась с шестью странами и победила, поскольку в последнее время демонстрирует хорошие результаты: вошла по пчеловодству в четверку стран-лидеров.

Конгресс пройдет под девизом «Откройте европейский Медовый Край». Ожидается, что в Киев съедутся более 12 тысяч участников со всех континентов. Это не только представители отрасли, но и специалисты ветеринарных служб, производители пчеловодческого инвентаря, лечебных препаратов, экспортеры и импортеры пасечной продукции, журналисты и, естественно, любители меда.

Во время работы конгресса состоятся два заседания Генеральной Ассамблеи Международной федерации пчеловодческих ассоциаций «Апимондия», где будут решены организационные вопросы, разработаны и утверждены планы научных семинаров, конференций и форумов на период до 2015 года. Предусмотрена обширная научная программа. В ней примут участие более 800 ученых из разных стран мира. Запланировано шестнадцать тематических симпозиумов, четыре «круглых стола» и семь пленарных заседаний научных комиссий.

Во время форума будет также работать выставка ApiEкспо-2013, где пчеловодческие компании мира смогут предложить свою продукцию и услуги многочисленным посетителям. Но, видимо, одним из самых интересных мероприятий конгресса станет все же Всемирный медовый чемпионат. Он предполагает более 100 номинаций для меда, медовых напитков, воска и другой пчеловодческой продукции.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Фото БЕЛТА

←Посадишь дерево – вырастет лес

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика