Из белорусских вузов продолжают вычищать «крамолу»
Очередное увольнение в Гродненском университете вновь заставило заговорить об отсутствии академических свобод в системе высшего образования Беларуси. Однако эксперты отмечают, что увольнения по политическим мотивам — это серьезная проблема, которая затрагивает все сферы деятельности.
4 апреля стало известно, что ректор Гродненского университета имени Янки Купалы Андрей Король подписал приказ об увольнении профессора Вячеслава Шведа. Первоначально его уволили с должности заведующего кафедрой белорусской культуры и регионального туризма, а 1 апреля Совет университета не избрал Шведа на должность профессора по конкурсу.
За полгода до этого — в октябре 2012 года — из Гродненского университета был уволен доцент Андрей Чернякевич. Официальная причина — нарушение трудовой дисциплины.
По неофициальной же информации, причиной увольнений стала книга «Гродноведение. История европейского города», авторами которой являлись эти преподаватели. Говорят, что недовольство начальства вызвало, в частности, то, что в книге история Гродно описана только до 1994 года, то есть до эпохи Лукашенко.
Профессор Швед обратился к преподавателям с открытым письмом. Он заявил, что считает свое увольнение «политическим решением — местью за изданную книгу».
«Эта книга была написана по моей инициативе, я создал коллектив авторов, руководил им, написал больше половины книги, редактировал ее, — отметил профессор в письме. — Книга была написана по просьбе учителей Гродно, которые работали со школьниками по факультативному курсу «Гродноведение». Курс был введен решением сессии горсовета по инициативе его депутата А.Лосьминского, одобрившего и идею написания учебника. Мы также имели право выбрать хронологический период истории Гродно, в рамках которого и был написан текст — до 1994 года. Теперь нам ставят это в вину».
Также с открытым письмом, но на имя председателя Гродненского облисполкома Семена Шапиро, выступил и теперь уже бывший преподаватель кафедры теории государства и права Гродненского государственного университета Игорь Кузьминич. В письме он просит рассматривать его уход из вуза формой протеста против незаконного преследования преподавателей за их общественные взгляды и право свободно выражать свое мнение со стороны администрации.
По словам Кузьминича, он получает обвинения из уст администрации университета за свои взгляды, общественную позицию, которые отражены в его сказках и эссе. В 2012 году Кузьминич опубликовал в интернете две сказки, посвященные белорусским символам: «Кто такой белый рыцарь на белом коне с белым мечом» (о гербе «Погоня») и «Как возник белорусский флаг» (о бело-красно-белом флаге).
«Взрослые люди с серьезными лицами (…) обсуждают сказки для детей как нечто недопустимое... — пишет о реакции администрации университета Игорь Кузьминич. — С другой стороны, я увидел, как эти люди боятся. И мне стало обидно за университет, в котором я столько работал и который рассматриваю как свой, за преподавателей, которые здесь работают, и даже за нашу администрацию».
Кузьминич также высказал мнение, что происходящее в Гродненском университете не является локальной проблемой, а касается всей современной белорусской системы высшего образования. И главная причина такой ситуации — отсутствие в этой системе академических свобод.
Слова Кузьминича о нарушении академических свобод в вузах Беларуси подтверждаются и данными мониторинга, который проводили Общественный Болонский комитет, Центр развития студенческих инициатив и комитет «Солидарность». Результаты мониторинга показали, что нарушения носят системный и массовый характер, а это, в свою очередь, является прямым нарушением фундаментальных принципов единого Европейского пространства высшего образования, то есть тормозит вступление Беларуси в Болонский процесс.
Эксперт Агентства гуманитарных технологий кандидат социологических наук Татьяна Водолажская в интервью БелаПАН отметила, что проблема увольнений по политическим мотивам и, по сути, запрета на профессию является очень актуальной и серьезной для Беларуси.
Водолажская подчеркивает, что это не только вузовская проблема, в других профессиональных сферах ситуация схожа.
«И важно еще и то, что по отношению к таким случаям у нас нет никакой системы защиты. Поскольку правовая система в этом отношении не работает, то правозащитники практически не могут зафиксировать такие случаи и, в общем-то, не очень умеют с ними работать. Получается, что даже если бы это было достаточно редкое явление, то оно все равно не признано в белорусском обществе и, соответственно, не имеет способов решения», — сказала эксперт.
Говоря о нарушениях академических свобод в белорусских вузах, Водолажская отметила, что чаще всего это связано с политическими кампаниями, когда преподаватели и студенты замечены, например, в участии в акциях оппозиции.
«Это один из главных пунктов, — говорит собеседница. — В то же время перед подобными кампаниями достаточно часто случаются некие зачистки, когда преподавателей, которые имеют некоторое отношение к оппозиции или позиционируют себя как представителей оппозиционных партий или политически активных НГО, стараются вытеснить. Профилактические зачистки, так скажем».
Также не редки случаи, когда проблемы возникают из-за самой педагогической деятельности преподавателей. «Когда они нечто такое читают, делают или предлагают студентам какой-то материал, который не совсем соответствует представлениям руководства вуза и страны об идеологических нормах, у них начинаются проблемы, — подчеркнула Водолажская. — Идеология влияет на все это, конечно».
По словам эксперта, «программы преподавания у нас стандартны, нет индивидуального подхода, все утверждается министерством. Но понять, насколько следят за тем, что именно читают преподаватели, сложнее. Думаю, что в разных вузах это по-разному. Есть более либеральные, есть менее».
В свою очередь, методолог и политолог Владимир Мацкевич также заявляет, что увольнения по политическим мотивам — одна из актуальнейших проблем в Беларуси на сегодняшний день.
«Идет уничтожение потенциала для развития, для поддержания статус-кво страны, — отметил он в интервью БелаПАН. — Уничтожается интеллектуальная составляющая всех видов деятельности. В этом смысле это преступные действия со стороны властей по отношению к той части населения, на которой держится будущее».
Подобное происходит во всех сферах общественной жизни, говорит он, но результаты не везде видны сразу.
По словам Мацкевича, «до сих пор мы живем на ресурсах образования, которые у нас были накоплены в позднее советское время. Все еще работают учителя, имеющие хорошую подготовку. Но те, которые заканчивали вузы в последнее время, они уже полуграмотные, уже не могут обеспечить тот уровень образования, который необходим для современного мира».
Необходима реформа всей системы белорусского образования от школы и до вузов, считает Мацкевич. При этом он подчеркивает, что начинать реформу необходимо не с каких-то изменений, а с подготовки необходимых кадров.
«Если пропустить эту часть, то, соответственно, изменения в самой школе или вузе будут проведены в худшем варианте, будет только ухудшение, — отметил политолог. — Ведь образование готовит кадры для всех сфер жизни, всех отраслей человеческой деятельности. Деградация высшего образования в долгосрочной перспективе сказывается на производстве, на сельском хозяйстве, на государственном управлении и так далее».
Например, говорит он, на системе государственного управления это отразилось еще в 90-е годы прошлого века, когда квалифицированные, самостоятельно мыслящие кадры были просто вычищены оттуда, потому что именно самостоятельность мышления была противопоказанием для занятия государственных постов.
«Нужны были зависимые, податливые люди. И дальше уже эти податливые чиновники проводят соответствующую политику, которая постепенно ведет к деградации всех отраслей деятельности в стране», — подчеркивает Мацкевич.
Аналитик обращает внимание и на порочную практику защиты диссертаций: «Когда плагиат, переписывание чужих работ является достаточным для защиты, когда защищаются не по результатам научной работы, а диссертации пишутся под заказ, когда правила оформления работы имеют гораздо большее значение для успешной защиты, чем ее содержание, это приводит к тому, что с каждым годом падает уровень защищаемых работ и, соответственно, квалификация кадров».
«Ученые степени потеряли значение квалификационных различий. И это связано не с идеологией, которая внедряется в гуманитарных дисциплинах, а связано с этой распространившейся практикой покупки и изготовления как бы научных работ под заказ», — резюмировал Мацкевич.
Татьяна КОРОВЕНКОВА