«Мы никогда не забудем помощь и поддержку Беларуси»
СПРАВКА «БН»
Сербия располагает 5114 тыс. га сельскохозяйственной земли, из которой 4252 тыс. га — обрабатываемая земля (3345 тыс. га — пашни, 594 тыс. га — луга, 246 тыс. га — плодовые сады и 67 тыс. га — виноградники) и 862 тыс. га — необрабатываемая земля (826 тыс. га — пастбища и 36 тыс. га — рыболовные пруды и тростник). В сельском хозяйстве занято около 580 тыс. жителей (22 процента активного населения). В Сербии средний размер субсидирования сельского хозяйства составляет 19—20 евро на душу населения (в Словении, например, — 117 евро).
— Президенты двух стран считают, что необходимо создавать совместные предприятия и вместе с ними выходить с продукцией на более широкие рынки России и Казахстана, — констатировал господин Посол. — И готовы содействовать проникновению белорусских товаров в страны, с которыми подписаны соглашения о свободной торговле. Кстати, у нас налажены дружеские отношения с арабскими, африканскими и центральноамериканскими государствами, кроме того, подписаны договоры о беспошлинной торговле со странами Балканского региона (ЦЕФТА). Так что товары белорусских и совместных предприятий смогут беспрепятственно проникать на рынки перечисленных регионов. Беларусь и Сербия намерены резко увеличить взаимный товарооборот и достичь планки в 500 миллионов долларов.
— Что этому, как вам видится, должно поспособствовать?
— Самое главное на данный момент — создать прямой авиарейс между Сербией и Беларусью. Ведь невысокий товарооборот между странами в прошлые годы обусловлен еще и тем, что не было налажено оперативное авиасообщение. Когда же откроется прямой рейс, могу гарантировать, что еженедельно в Беларусь будут приезжать бизнесмены, которые заинтересованы в развитии совместных производств в различных сферах, в том числе в сельском туризме.
— Вы считаете, что именно из-за отсутствия прямого авиарейса и туризм между странами не очень развит?
— Да, именно по этой причине. Добираться из Сербии в Беларусь сейчас тяжело, точно так же, как и вам на сербские земли. Если летишь самолетом, нужно делать пересадки, на машине тоже неудобно, поскольку необходим ряд документов, предусмотренный ЕС. Вот поэтому и не особенно динамично развивается между нашими странами туристическая сфера. А сейчас, к сожалению, сербы вообще с трудом представляют, как выглядит Беларусь. Прямой авиарейс намного упростит, активизирует взаимные контакты. Если возьмем сферу туризма, то в Беларуси ведь много достопримечательностей, которые были бы интересны нашим туристам. Да и Сербия — весьма живописная страна, здесь много монастырей, церквей, необычайно развит агротуризм. Вообще, сельский туризм у нас таков, что человек не только отдыхать будет, но и помогать хозяевам! Его научат, как за садом ухаживать, как овощи на зиму закатывать. Турист даже может забрать с собой фрукты и овощи, урожай которых помогал собирать, и то, что сумел здесь закатать из них. Это очень дешево получается. Практически бесплатно.
— Господин Посол, насколько я знаю, с деревней вы знакомы не понаслышке. Вы и сами родом из деревни. Часто ли удается побывать на малой родине?
— Стараюсь по возможности не забывать родные места, ведь у меня там осталось хозяйство. Деревня, в которой я вырос, раньше была большой — много виноградников, садов, больше тысячи коров! Сейчас многие жители уехали работать в город и оставили свои участки, 120 домов там всего. По сербским меркам — это маленькая деревня, поскольку в некоторых других домов больше тысячи. В наших деревнях живут настоящие хозяева. Работают с утра до вечера, после чего могут и выпить, и песни попеть. Сербские ландшафты очень разнообразны, здесь растет много фруктовых деревьев, виноградников, пастбищ, где животные пасутся все вместе — гуси, куры, утки и свиньи со всей деревни…
Кстати, в моем хозяйстве пять гектаров земли, два из которых занимает сад, посадил виноградник, цветы. Есть и живность — овцы, куры. Сейчас там работают мои родственники, у которых маленькое хозяйство. Я им предложил работать на моей земле, с моей техникой. Все, что необходимо, — докупаю и привожу. Дочка и зять по выходным также приезжают в деревню помогать. Мы почти не покупаем продукты на рынке и магазинах. Практически все у нас — домашнее, собственного производства.
— Два гектара личного сада — таким участком может похвастаться не каждый хозяин! А какие фрукты и ягоды выращиваете?
— У меня на участке большая коллекция растений, старых сортов балканских фруктов, есть несколько видов лесных деревьев (ели, сосны), дубы, даже растет дерево гинкго билоба, китайский финик, киви... Из каждой страны, где я бываю, стараюсь привезти какой-нибудь фрукт, ягоду или цветок для своего сада. Черноплодную рябину, например, привез из Сибири уже давно — еще в 1986 году. Сейчас эта ягода очень популярна в Сербии, поскольку в ней много полезных веществ. Из Беларуси пока ничего не привез, но присмотрел тоже полезную ягоду — облепиху. У нас, в Сербии, ее нет, но скоро облепиха появится в моем саду.
— Вся ваша дальнейшая жизнь также связана с деревней — вы получили сельскохозяйственное образование, дальше работали в Институте сельскохозяйственных исследований «Сербия», и даже были министром сельского и водного хозяйства. Этот опыт пригодился на нынешней дипломатической должности?
— Безусловно! Прежде чем стать министром, я был советником председателя правительства Зорана Джинджича. Сербия достаточно долгое время — а во время распада Югославии, потом в 90-х годах и до 2003-го против нее действовали многочисленные санкции ЕС: военные, экономические, культурные и т. д. — находилась в международной изоляции, и нам приходилось всегда рассчитывать только на свои силы. Этому лично я и научился на своих должностях. В мои обязанности входил контроль над многими аспектами деятельности аграрной сферы, как, к примеру, производить мясо, как идет посевная, как распорядиться топливом, хватает ли семян и т.д. Большая часть бюджетных денег в стране в те годы уходила на социальную сферу, выплату зарплат…
— Насколько я знаю, структура сельского хозяйства в Сербии отличается от нашей…
— Да, это правда. В основном вся эта сфера частная. 90 процентов земли находится в руках фермеров. Так было заведено и во время социализма. В Сербии около 780 тысяч сельских хозяйств средней величины — около 3 гектаров, а на селе проживают около 3,3 миллиона человек — это 44 процента всего населения. Сельское хозяйство в стране развивается очень динамично, благо климат и особенности географического расположения позволяют. Достаточно сказать, что продуктами питания сербы обеспечивают себя полностью. Они выращивают кукурузу (бывает урожайность до 8 миллионов тонн в год), пшеницу, рожь, ячмень, овес, сахарную свеклу, подсолнечник, картофель. Развиты садоводство и виноградарство. В Сербии разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Главная плодовая культура у нас — слива, высажено более 44 миллионов сливовых деревьев. Также страна славится своими малинниками — на продажу уходит около 85 тысяч тонн ягод.
— А какой интересный опыт в области сельского хозяйства могла бы предложить Сербия Беларуси?
— В Сербии хорошо развиты эффективные технологии по производству семян подсолнечника, которые отлично идут на экспорт. Еще мы выращиваем капусту и другие овощи разных сортов, кормовые культуры (клевер, люцерну). Это же можно делать и в Беларуси, а потом поставлять продукцию на рынок России и Казахстана. Также, как я смог убедиться, у вас благоприятные условия для выращивания винограда некоторых сортов. Нужно лишь разработать определенные технологии, чтобы виноград мог перенести холодную зиму. В свое время такая же проблема была у Сербии, и мы готовы помочь белорусам справиться с ней. Кстати, в Пинском районе уже можно хоть сейчас начать выращивать виноград. Так что, не сомневаюсь, в будущем мы точно попробуем хорошее белорусское вино.
— Готова ли Сербия поделиться опытом в создании вин? Какие у вас в стране есть ограничения по спиртным напиткам?
— У нас очень строгие законы по производству спиртных напитков! Каждый производитель должен обязательно зарегистрироваться и прописать, сколько спиртного он будет производить. Больше указанной нормы производить нельзя, поскольку последуют штрафы. Кроме того, произведенный напиток проверяют на качество, и если оно плохое, то производитель попросту потеряет лицензию. Конечно, мы готовы сотрудничать в этой сфере с белорусскими коллегами. Самый популярный в Сербии спиртной напиток — ракия, крепостью от 45 до 50 градусов. Делают ее у нас из слив, винограда (из такого напитка хороши компрессы во время простуды), айвы, груш, яблок... Не исключаю, что и у вас в дальнейшем будем ее производить.
— Не так давно Сербия рассматривала возможность создать в Беларуси совместные предприятия по переработке овощей и выпуску соков с дальнейшей перспективой поставок этой продукции не только на внутренний рынок Беларуси, но и в Россию, Казахстан, другие страны. Что-то уже делается в этом направлении?
— Действительно, в создании совместных производств в этих сферах есть необходимость, и бизнесмены из Сербии готовы вкладывать деньги в развитие перерабатывающих заводов в Беларуси. Хочу отметить вот что: в вашей стране большое количество садов со старыми сортами яблок. И у вас почему-то им уделяется мало внимания, хотя на самом деле эти сорта гораздо лучше для производства соков, чем новые, полезнее. Именно в старых сортах яблок содержится в больших количествах такое ценное вещество, как пектин, который имеет высокую цену на иностранных рынках. В Сербии уже сейчас много перерабатывающих заводов, и Беларусь может перенять наш опыт. Кстати, в мае у нас пройдет большая выставка сельскохозяйственной продукции. И если ваши производители смогут посмотреть на наши заводы, на которых производится сок, то это уже будет первым шагом в направлении создания совместных проектов, когда из Сербии в Беларусь идут поставки сербских концентратов малины, вишни, черники, а здесь производятся из них соки, которые можно затем поставлять на рынки России, Казахстана. А белорусские же концентраты яблок и черноплодной рябины, которой у вас также много, попадут на рынок Сербии.
— В какие проекты сербские бизнесмены еще готовы вкладывать капитал?
— Белорусские и сербские предприниматели встречались на бизнес-форуме в прошлом году. Но пока активизация сотрудничества не на должном уровне. Думаю, после открытия прямого авиарейса двусторонний диалог улучшится. Уже сейчас наши страны заинтересованы в создании совместных мебельных производств. В Сербии есть такой лес, которого нет у вас. Это и дуб, и бук, и черешня, и орех, и белый ясень. Из таких деревьев можно в Сербии собирать лицевую сторону мебели, а панель производить в Беларуси, после чего продукцию можно отправлять на экспорт. Кстати, в некоторых белорусских городах уже продается сербская мебель, и пользуется она большим спросом, поскольку есть хорошее соотношение цены и качества.
— Господин Посол, в завершение интервью хотелось бы узнать, как Сербия, которая в свое время пострадала от различных санкций мира и Европы, относится к санкциям Запада в отношении Беларуси?
— Я неоднократно говорил, что санкции вообще — это ошибка. Об этом говорил и президент Сербии во время визита в Беларусь. Мы, сербы, более десяти лет находились под санкциями всего мира, не только Европы. И хорошо знаем, насколько тяжело жить под ними, и что такой способ влияния на другое государство не может принести каких-то результатов. Все можно решить мирно. Сербия, считая санкции неэффективным методом, должна была присоединиться к проводимой Евросоюзом политике, когда стала кандидатом на членство в ЕС. Тем не менее отношения между Сербией и Беларусью всегда были нормальными. Наша позиция никаким образом не повредила Беларуси и взаимному сотрудничеству. У наших стран свой путь. Мы небольшие славянские государства, которые всегда помогали друг другу. И никогда не забудем помощь и поддержку Беларуси, которая поступила во время бомбардировок НАТО. Мы всегда трудились в сферах, где было возможно наше взаимное сотрудничество. Вообще, у сербов и белорусов, если сравнивать черты национальных характеров, много общего: гостеприимство, добросердечие... Я в Беларуси не первый раз, и могу сказать, что приезжаю сюда, как в дом родной. Настолько здесь у вас комфортно. Думаю, нашим отношениям, испытанным веками, основанным на доверии и уважении, ничто не может помешать. Как правильно сказал наш президент, посещая Беларусь, мы были и останемся друзьями.
— Благодарим вас, господин Посол, за интересное интервью!
Анжелика МИЛЬТО,
Наталья БОРИСОВЕЦ (фото), «БН»