Что такое хорошо и что такое плохо?
Читатели “Семьи” — о самом сокровенном
Здравствуй, дорогая моя “Народная газета!” Как хорошо, что ты завела эту рубрику, которую я с удовольствием читаю уже несколько месяцев подряд. Решила и сама сюда написать, потому как повод есть. И такой, о котором говорить хочется во всеуслышание.
Как-то моя одиннадцатилетняя дочка, ученица одной из столичных школ, решила принять участие в районном музыкальном конкурсе. Варенька прекрасно играет на фортепиано, поет, великолепно танцует. Честно говоря, никто — ни наши друзья, ни учителя дочки, ни ее одноклассники не сомневались, что Варюша займет первое место. Только вот буквально за неделю до объявления результатов посетила наш дом представительница какой-то там комиссии, чтобы написать характеристику на ребенка. Осмотрела квартиру, пообщалась с дочкой, со мной. А потом отозвала меня в сторону и говорит: не стану, мол, вас обнадеживать, девочку обязательно отметим какой-нибудь грамотой, но первого места ей не видать — я не смогу указать в характеристике, что она из благополучной семьи. Я обомлела и спрашиваю: “Почему?” Ответ меня как громом поразил: “Ну как же? Вы ведь в разводе с мужем!”
Я развелась с Вариным отцом Егором, когда дочке было пять лет. Ранний брак с совершенно не подходящим по характеру и образу жизни человеком... Проблемы начались едва ли не с первых аккордов марша Мендельсона в загсе. Знаете, как это бывает: романтика, свидания при луне, а потом — совместный быт, разбитые иллюзии, резкое охлаждение друг к другу. Мы проскандалили по пустякам и промаялись шесть долгих лет. А после развода как-то незаметно для обоих наладили теплые дружеские отношения. Егор видится с Варей через день, дочка часто ночует в его квартире, знакома с новой папиной женой, обожает их маленького сына, своего братика. Отец часто забирает ее из школы, исправно ходит на родительские собрания, проводит с Варей выходные... Я не могу понять логики некоторых наших чиновников. Скажите, вот это — неблагополучная семья?! Только потому, что двое взрослых людей решили расстаться, чтобы не мучить ни себя, ни маленького ребенка выяснением отношений, ссорами, руганью, демонстративным хлопаньем дверью и бесконечными слезами? Да, развод всегда далек от идеала счастливой жизни. Но скажите, кто из нас не проходил сквозь безжалостно разбитые юношеские мечты? Как много “разведенок” среди сотрудниц министерств и ведомств, депутатов, директоров предприятий? Что, может, их не надо было на эти должности назначать, они ведь тоже “неблагополучные”? Давайте задумаемся, сколько одиноких матерей воспитывают достойных сыновей и дочек? И, наоборот, как часто можно видеть, во что трансформируется понятие “многодетная семья”, если уже даже на самом высоком уровне признают, что зачастую люди рожают третьих детей, только чтобы решить квартирный вопрос! Причем ни первый, ни второй, ни третий и последующие дети не мешают порой родителям активно пьянствовать, мужу — гулять направо и налево, а жене — втайне сокрушаться, что когда-то не сделала аборт. Мало подобных прецедентов? Сама лично знакома с семьей, где женщина, чтобы удержать подле себя “заромантившегося” на стороне мужа, забеременела третьим малышом. А спустя год после его рождения орала на благородно оставшегося с ней супруга: “Лучше б мы вообще не встречались в этой жизни! Тебе, говоришь, дети не нужны? Так мне и подавно!”
Я ни в коем случае не умаляю достоинств крепкой, счастливой, дружной большой семьи, с мамой и папой, многочисленными сестрами и братьями. Сама когда-то мечтала о такой. Не срослось... Но я не озлобилась, не спилась. Не пошла по мужикам, оставляя дочку на несколько дней в одиночестве дома. Я работаю в уважаемом учреждении, обеспечиваю свою девочку всем необходимым. Как и ее отец. В нашем доме уютные семейные вечера, на которые собираются наши бабушки и дедушки (я сохранила с бывшими свекрами прекрасные отношения), приезжает Варин папа с маленьким Вадиком, — привычное явление. Многие ли формально оставшиеся вместе супруги могут похвастать подобным?
Считаю, что грань, разделяющая в наше время понятия “хорошо” и “плохо”, настолько размыта, что впору писать новый толковый словарь русского языка.
Владислава Александровна, Минск
У вас на душе есть что-то, о чем вы не можете рассказать самым близким людям? Вас что-то возмутило, поразило, порадовало, опечалило? Выговоритесь на страницах “Семьи” “Народной газеты”! Вам посочувствуют тысячи, вас не осудит никто. Пишите на почтовый и электронный адрес: vera@ng.by