Кто спустит на землю сельский бизнес?
Особо заинтересовано государство, да и мы, рядовые потребители сельхозпродукции, в процветании малого и среднего предпринимательства на селе. Потому и даны бизнесменам, решившим наладить производство в сельской местности, преференции по уплате налогов. Развитие фермерских хозяйств, компаний, оказывающих услуги по переработке продукции, обработке приусадебных участков, строительству и ремонту ферм, поставляющих и ремонтирующих сельхозтехнику, — свободных ниш для частника предостаточно.
Но тем не менее он на село не спешит. Да и сами сельчане, у которых предприимчивость, что называется, в крови, не решаются открывать свое дело. Почему?
По данным статистики, вклад малого и среднего бизнеса в белорусский ВВП составляет около 24 процентов. В его структуре сельского — не более пяти процентов. Предполагается, что к концу 2015 года доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Беларуси вырастет до 30 процентов. Правда, деловому сообществу пока с трудом верится, что этот показатель будет достигнут. «Какой же толчок нужно дать, чтобы было 30 процентов, если мы к теперешней доле малого и среднего бизнеса в ВВП шли 20 лет?» — задается вопросом председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.
Во всем мире малые предприятия работают под крылом крупных, но таких же частных компаний. У нас в стране мощные сельхозпредприятия, даже если и стали по структуре ОАО, с большой долей акций государства. Отношение руководителей этих обществ и государственных предприятий к частнику, прямо скажем, осторожное. Еще немало в нем протекционизма. Поэтому и не получается контакта, который был бы на пользу дела двух договаривающихся сторон. А без кооперации с крупными компаниями мелкий бизнес развиваться не может.
Не решается вопрос и по привлечению индивидуальными предпринимателями наемных работников не из числа близких родственников, что для деревни, которую покидает молодежь, особенно важно.
Этот вопрос был включен в проект комплекса мер по достижению прогнозных показателей развития малого и среднего предпринимательства в областях и Минске на 2013—2015 годы. Но вызвал определенные разногласия. В Минэкономики уверены: увеличение наемных работников для ИП будет способствовать содействию занятости и развитию малого предпринимательства в регионах, в том числе в сельской местности. Оппоненты полагают: бизнес должен развиваться в сторону более цивилизованных организационно-правовых форм, каковыми являются юрлица, и взнос которых в социальную сферу более весомый, чем у ИП. Но ведь бизнес-среда у нас еще не настолько развита, чтобы загонять предприимчивых людей в ЧУПы. Особенно это касается регионов, где люди не знают толком, как правильно вести бухгалтерию, отчетность.
Вывод напрашивается сам по себе: чтобы бизнес пришел на землю, спуститься на нее необходимо и законодателям, и чиновникам.
Елена КЛИМОВИЧ, «БН»