Ломать барьеры — это не больно

Источник материала:  

В Кодексе об образовании может появиться новое для Беларуси понятие — инклюзивное обучение

Это только одно из предложений, поступивших в Постоянную комиссию по образованию, науке и культуре Палаты представителей Национального собрания. В Беларуси проходит мониторинг правоприменительной практики Кодекса об образовании. Постоянная комиссия по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания проводит серию расширенных заседаний с участием специалистов. Недавнее было посвящено проблемам функционирования системы специального образования.

— Образование — не просто отрасль, а человеческий капитал, — говорит председатель комиссии по образованию, культуре и науке Геннадий ПальЧик. — Необходимость включения в образовательный процесс всех граждан, с различными потребностями и возможностями, ни у кого не вызывает сомнения. Как и необходимость создания безбарьерной среды, причем не только в виде физического доступа, но и безбарьерной среды взаимоотношений.

В банке данных Министерства образования 131 717 детей с особенностями психофизического развития. Один из них — мой младший сын, ныне ученик интегрированного 4 “Б” класса одной из минских школ. Мы с ним считаем свой опыт обучения в массовой школе успешным: нам повезло с учительницей, а выросшие в одной песочнице с сыном одноклассники, кажется, обладают врожденным чувством такта и умением ненавязчиво опекать ребенка-аутиста.

Но в мае мой сын должен проститься со своей первой учительницей и перейти на среднюю школьную ступень. Первый опыт общения с учителями-предметниками был неудачным. Оказывается, педагоги с многолетним стажем понятия не имеют, как строить отношения с ребенком, который в силу своих особенностей не умеет “ходить в строю”.

— Министерство образования считает необходимым ввести в программу подготовки всех педагогов вопросы интегрированного и инклюзивного воспитания, — говорит начальник управления специального образования Министерства образования Антонина Змушко. — Разработаны программы. Только реализуются они в учреждениях высшего образования по-разному: не везде есть специалисты, которые могут эти дисциплины преподать. Часто их ведут люди, не имеющие четкого представления о предмете разговора — им нужны были часы, они где-то что-то почитали и рассказывают об этом будущим педагогам.

Мы все воспитаны в обществе, долгие годы прятавшем людей с психофизическими особенностями за высокие заборы и крепкие стены. В 2004 году Беларусь приняла передовой по тем временам закон о специальном образовании. Затем появились другие хорошие и правильные документы, которые не убрали, однако, “стен”, которые находятся в человеческих душах и умах. Разрушать эти барьеры придется особенным ученикам, идущим сегодня в массовую школу. Мы, родители особенных детей, тоже выросли в “идеально здоровом” обществе и не были готовы к появлению особенных детей в своих семьях. И с высоты сегодняшнего опыта свидетельствуем: ломать свои внутренние барьеры не больно. Зато перед гибким человеком жизнь открывает новые, неизвестные ранее грани.

←Текущие вопросы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика