Как уберечь ребенка от беды?

Источник материала:  

В Бобруйске четырехлетняя девочка прокусила градусник и попала в больницу, в Лунинецком районе на пожаре погибли двое детей, в Минске работники МЧС спасли 12-летнего мальчика из-под снега. Эта информация на сайте МЧС о происшествиях, которые произошли с 16 по 20 марта с участием детей. К сожалению, подобные сводки – не редкость. Дети продолжают гибнуть, получать увечья и сильнейшие стрессы, становясь жертвой несчастного случая. Как уберечь своего ребенка от беды? Об этом “Знаменка” решила поговорить со специалистами, пригласив их на заседание круглого стола.

Спички, градусники, тонкий лед и дорога – зоны опасности

Валерий Войтехович:

- Если проанализировать основные зоны опасности для детей, то это спички, градусники, бытовая химия и таблетки, тонкий лед и дорога. Главная же причина, по которой происходят несчастные случаи с малолетними – оставление их без присмотра. Родители надеются на то, что с их ребенком ничего не случится. К примеру, недавно в Молодечненском районе погиб пятилетний мальчик, которого не просто оставили без присмотра, а еще закрыли “под замок”. Малыш, баловавшийся со спичками и устроивший дома пожар, просто не смог выбраться. Конечно же, большинство пап и мам понимают, что проблема существует, но вспоминают о ней, только когда происходит очередная трагедия. Поэтому, считаю, необходимо проводить для них “профилактику”. Мы такую работу ведем постоянно, наведываемся в детские сады, школы, демонстрируем фильмы, организуем беседы. Иногда очевидные факты стоит проговорить даже самым дисциплинированным родителям, чтобы их чувство ответственности не притуплялось. Но нередки случаи, когда взрослые напрочь забывают об ответственности за свое поведение. Тому подтверждение недавний случай в Борисовском районе. Здесь произошла трагедия, во время которой сгорели бабушка, ее сын – любитель покурить в постели, и внук-первоклассник. Преступное поведение взрослых приводит к печальной статистике - только в этом году на пожарах погибло 10 детей, причем пятеро из них в Минской области.

Руслан Попок:

- Безусловно, лучшее средство борьбы с несчастными случаями – это профилактика. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей. Для маленьких эффективнее использовать игровые формы. К примеру, условно обозначить зоны опасности в доме. Зеленая – безопасная, красная – опасная. Дети от 7 до 12 лет лучше воспринимают инструкции, которые должны быть четкими и понятными. Очень хороший ход для такого возраста, когда за спички в доме отвечают не родители, а ребенок. Спички не нельзя трогать (мама то ими пользуется постоянно), их можно брать, но для того, чтобы положить на место. Таким образом, мы с одной стороны удовлетворяем любознательность, а со второй – воспитываем ответственность. Совсем другая специфика для подростков. Они сомневаются во всем, поэтому инструкции в данном случае не работают. Подростка нужно подтолкнуть, чтобы он сам сделал вывод, как правильно поступить в той или иной ситуации. Валерий Александрович рассказывал, что представители МЧС принимают участие в родительских собраниях. Неплохо было бы при этом раздавать небольшие памятки, с просьбой прочитать и передать другому…

Наталья Болбат:

- Что касается дошколят, то они в силу своих возрастных особенностей легче воспринимают инструкции или объяснение взрослых с опорой на наглядность – иллюстрации, картинки. Не менее эффективным средством обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности может стать художественное слово. Все дети любят сказки. Рассказывайте их малышам, причем не читайте, а именно рассказывайте, а затем расспросите ребенка, правильно ли он понял смысл произведения. Дать представление о пожарной безопасности поможет “Кошкин дом” Маршака или “Путаница” Чуковского. Но прежде чем обучать ребенка основам безопасности жизнедеятельности, мама и папа должны закрыть “зоны риска” в доме – спрятать спички, убрать бытовую химию, уксус на верхние полки, вставить заглушки в розетки, закрыть на замочки полки с иголками, булавками.

Общаться с незнакомцами поможет “Красная Шапочка”

Валерий Войтехович:

- В продолжение темы профилактической работы управления, отмечу, что многие общественные организации оказывают нам поддержку. Некоторые наши мероприятия уже стали традиционными. В этом году, к примеру, собираемся провести юбилейный, десятый слет Минского областного отделения белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных. Появляются и новые мероприятия, такие как “Вместе за безопасное будущее”, во время которого мы награждаем и взрослых и детей, участвовавших в распространении знаний ОБЖ. Третий год будем проводить конкурс веселых и находчивых. Главная наша задача – не допустить ЧП, а если все-таки оно произошло научить ребенка как действовать. К примеру, нужно объяснить, что ему не нужно самому тушить пожар, в первую очередь следует покинуть помещение и сообщить взрослым.

Руслан Попок:

- А вот здесь как раз возникает противоречие. Мы учим ребенка бежать из дома, но до этого все время ему твердили: “Никуда не выходи”, внушали, что дом – это самое безопасное место. Поэтому важно разъяснить ребенку, что дом безопасный, когда в нем безопасно. Мы говорим, не обращайся к незнакомым людям, это опасно. Но тут же учим в случае пожара, обратиться к взрослым. А ведь для них взрослый – это тоже опасность (“не разговаривай с незнакомыми людьми”). Поэтому дети в экстренной ситуации предпочитают прятаться под кроватью или в шкафу. Согласен, это очень кропотливая работа, к сожалению, на нее у многих не хватает времени. Родители, не поленитесь, научите сына или дочь правильно обращаться за помощью, составьте алгоритм действий. К примеру, расскажите, что на улице лучше обратиться к женщине с ребенком, которые представляют наименьшую опасность. Если таковых нет в поле видимости, можно подойти к женщине или паре, это более безопасно, и только в крайнем случае – к одинокому мужчине.

Наталья Болбат:

- Кстати, в этом родителям дошколят могут помочь такие произведения как “Красная Шапочка” Шарля Перро, народные сказки “Волк и семеро козлят”, “Кот, Петух и Лиса”. Хотелось бы еще отметить, что в прошлом году нашим институтом издано практическое пособие “Обучение детей основам безопасности в учреждениях дошкольного образования”. А недавно наш институт совместно с Научно-исследовательским институтом пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций подготовил к изданию пособие в помощь воспитателям и работникам МЧС.

Равный обучает равного

Валерий Войтехович:

- Несколько лет назад Министерство по чрезвычайным ситуациям инициировало введение штрафов за оставление ребенка без присмотра. А ведь во многих странах законодательство запрещает оставлять детей одних до 12 лет. Причем, соседи, если увидят, что ребенок предоставлен сам себе, обязаны вызвать полицию. У нас же родителей могут привлечь к уголовной ответственности по статье “Оставление в опасности”, но только в том случае, если уже произошла беда. Именно поэтому мы все усилия должны направить на профилактику.

Руслан Попок:

- Вы, Валерий Александрович, упомянули о принципе “равный обучает равного”, который используете в своей работе. Этот метод действительно работает очень эффективно. Ребенку, чтобы он лучше усвоил правила дорожного движения нужно дать задание самостоятельно составить маршрут до школы, кружка, к примеру, для младшей сестренки. Кстати, в таком случае у вас появится возможность увидеть маршрут глазами ребенка, а значит и те опасные места, о которых вы раньше не догадывались - “дырка в заборе”, “ход через подвал”. Таким же образом можно смоделировать и любую чрезвычайную ситуацию.

Наталья Болбат:

- Руслан Петрович заметил, что у подростков авторитет – сверстник или взрослый. У дошкольников же – родитель. Можно тысячу раз сказать: “Не перебегай дорогу в неположенном месте”, но стоит маме самой один раз перейти не по пешеходному переходу, и ребенок уже принял к сведению, что иногда можно сделать исключение из правила. Поэтому лучшее средство воспитания – собственный пример. Поступайте правильно и учите этому своих детей!

Записала Наталья УРЯДОВА, фото Полины ГРАДСКОЙ, “ЗН”

←В Италии дали добро на терапию стволовыми клетками без клинических испытаний

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика