1. «Моя мечта? Чтобы корова давала по сто тысяч килограммов молока…»

Источник материала:  

Продолжение. Начало в номере за 26 марта.

Евросоюз на дотации скуповат стал…

Ну а как же земля, какая от нее отдача? Агроном Матеуш Кравчик, молодой совсем человек, сказал, что землю здесь не пашут, лишь заглубленно культивируют. Выращивают пшеницу, рожь, ячмень, тритикале, кукурузу, рапс, сахарную свеклу, луговые травы, люцерну. Мы, понятное дело, сразу поинтересовались урожайностью. Цифры хорошие, но для многих из нас они не в диковинку. Скажем, пшеница — 75 центнеров с гектара, кукуруза — 950, свекла — 830, ячмень — 56… Комбайны у них — «Джон Диры», сеялки 6-метровые, и работают они в страду круглосуточно. На всех тракторах стоят навигационные системы, невозможно «скрыться с глаз руководителя». Сено заготавливают только с первого укоса, все остальное — в сенаж. Солому собирают всю — от зерновых, рапса, кукурузы. В холдинге от границы до границы — примерно 70 километров, поэтому возле каждой фермы созданы кормовые зоны. Кстати, к имеющейся одной биогазовой установке планируют по периметру территории в ближайшее время построить еще две, что будет выгодно и для рациональной логистики.

Кроме урожайности, нас в первую очередь интересовала политика дотаций в земледелии. От Евросоюза мрозовские земледельцы получают около 1000 злотых на гектар в год и 50 злотых — на тонну свеклы (1 евро — 4 злотых). За тонну сахарной свеклы при 16,5 процента содержания сахара им платят 145 злотых, а в прошлом году получилось вообще 19-процентная сахаристость, и выплаты составили около 200 злотых за тонну. Кстати, под всю выращенную свеклу у Мроза есть госзаказ, и он обязан сдать ее на сахарные заводы.

Куда, на какие цели они могут тратить получаемые от Евросоюза дотации? Те средства, которые на землю — свободно, а свекольные — только под эту культуру. Что еще характерно? 40 процентов земель известкуется, но с некоторых пор Евросоюз перестал выделять под это средства, хотя раньше мог себе позволить такие дотации.

Непонятная позиция, ведь даже не очень опытный агроном знает: при высоких урожаях после большого количества азотных удобрений почва быстро окисляется. Видимо, сегодня Евросоюзу далеко не все необходимое по карману, и об этой тенденции мы еще услышим в Германии…

Робот надоил по 11500 кг молока от коровы

В Манечках же (в холдинге Мроза несколько десятков различных предприятий, один из них — комбинат «Манечки») нам показали молочную ферму. Ее заведующая Барбара Мусельска еле успевала отвечать на бесконечные вопросы некоторых наших дотошных специалистов. И делала она это тихо, но уверенно. Доят коров здесь роботом и «каруселью». В 2012 году на роботе, например, надоили 11500 килограммов от коровы. У каждой буренки по два чипа на ушах. Первый показывает ее продуктивность, второй — физиологическую активность, и все это в режиме онлайн видно на компьютере. Доят два раза в сутки, к роботу, который работает с 2008 года, никаких претензий, пол на «карусели» с подогревом, закупочная цена на молоко — 0,32 евро за литр.

И несколько совсем уж профессиональных вопросов. Сколько соматических клеток допускается? Не выше 400, в противном случае молоко на продажу не идет — только на выпаивание. Маститы? Бывают, лечат антибиотиками, натирают специальными мазями вымя, но молоко это время отдают бычкам. Что делают с молозивом? Замораживают, а потом им из бутылочек выпаивают новорожденных телочек два раза в день, столько, сколько выпьют. Сохранность телят? В декабре из 80 отелов потеряли 2 телят, в январе из 58 — четырех. В год на 100 коров выход — 90 телят. Кто осеменяет? Свой специалист. Как рассчитывается удой на корову? От лактации до лактации. Сколько длится сервис-период?..

Все! Хватит! Пора встретиться с шефом. То есть с самим Войцехом Мрозом. И задать оставшиеся вопросы — экономические и даже политические — ему. Сам Войцех, кстати, такой сценарий, похоже, и предвидел, если сначала основательно загрузил нас впечатлениями, а потом вышел перед всеми нами на сцену лично, несмотря на то, что серьезно болел…

Хорошему председателю рынок не страшен

Не знаю, но внешне мне он сразу напомнил преуспевающего и умного председателя белорусского колхоза. Не по одежде, манерам, разговору или даже простоте общения — по менталитету! С первых минут общения и до завершения эксклюзивного интервью для «Белорусской нивы» Войцех Мроз производил впечатление эдакой пани Терезы для всех своих земляков из 38 польских деревень, которые он объединил в одно большое хозяйство уже сейчас, при Евросоюзе. О чем бы ни говорил шеф, он всегда исходил с чисто человеческих позиций, неизменно подчеркивая свое происхождение.

Кстати, он работал в свое время и председателем, возглавлял сельхозкооператив. А когда пришел, как он говорит, свободный рынок, занялся фамильным промыслом — мясопереработкой. Постепенно хозяйство развивалось, Войцех покупал все новые и новые земли. В результате получился мощный холдинг, в котором сегодня работает более 2 тысяч крестьян. Занимается он не только сельскохозяйственной деятельностью. У Мроза несколько автосалонов. Предприятие активно инвестирует в спорт: финансирует велосипедную национальную команду, футбольный клуб, строит спортивные объекты.

Еще со времен Никиты Хрущева на эти земли восточные соседи едут за опытом. Вот и сейчас Белорусский крестьянский совет регулярно возит к Мрозу наших специалистов за тем, чтобы они могли получить уроки мясного и молочного животноводства. Важный момент, который пока не очень характерен для нашего животноводства. В Польше, когда она стала на путь реформ, произошло разделение молочного и мясного животноводства. Как правило, бычки от молочных коров идут для телятины, для говядины используется исключительно мясное поголовье. Это генеральная стратегия. Здесь, в холдинге, Мроза хорошо понимают: экономически выгодно мясное поголовье. И они берут уже крен на это направление. Но пока у них нет столько лугов. Значит, надо еще прикупать земли.

Еще чему можно нам поучиться у Мроза? Модернизации ферм. В том плане, как сократить, оптимизировать затраты при реконструкции и строительстве новых помещений. Мы ведь часто не считаем деньги на это, а надо бы… И по этой теме здесь почти ничего не скрывают. Даже технологии. Почему у Мроза такая открытая политика? Да потому, что в свое время он и его люди тоже колесили по свету в поисках лучшего решения в агробизнесе. Как выясняется, мир всегда не без добрых людей.

Несомненный интерес  к Беларуси

Когда-то и Мроз нашел во Франции человека, который любит сельское хозяйство. Этот француз много инвестировал в польское предприятие. И не только материально помог. Он передал свой опыт, убеждал коллегу в том, что надо расширять хозяйство за счет новых земель. Примерно на миллион евро — по тем деньгам это очень большие деньги — француз передал им бэушной техники по ценам наполовину дешевле, чем она котировалась тогда на Западе. Он вел переговоры и предлагал выгодные для них варианты. Благодаря этому мрозовская фирма тогда обошлась без разорительных кредитов. И сам инвестор вложил в перспективное, как выяснилось, дело, и нисколько не проиграл.

Вот почему и сам Мроз рад помочь своим белорусским коллегам хотя бы советом. Вместе с Белорусским крестьянским советом, Минсельхозпродом и облисполкомами он готов организовать курсы для заведующих фермами, например, Витебской области. Не исключается и вариант стажировки студентов наших аграрных вузов.

Было время, когда он вместе с белорусской стороной создал в Молодечно совместное предприятие по мясопереработке. Что-то получалось, но потом польский инвестор понял, что порой из него просто тянут деньги под видом благоустройства и прочее. Наверное, часть этих денег уходила на сторону, потому что экономических результатов предприятие в Молодечно не показывало. И Мроз продал в прошлом году этот «бизнес» россиянам.

Нельзя было не заметить во время нашего общения с Войцехом Мрозом: он явно симпатизирует Беларуси. Уверен, это почувствовали и все мои почти девяносто попутчиков, которые забрасывали успешного коллегу вопросами об агроэкономике, преимуществах больших хозяйств, отличиях в коллективной, государственной и частной собственностях. На все радушный хозяин терпеливо отвечал, возвращался к истокам, к социальным аспектам, к своим землякам-крестьянам, за которых он в ответе. Вот именно в этом Войцех был очень похож на наших лучших председателей СПК и ОАО, а не на безжалостную акулу европейского бизнеса, которой предпочтительны лишь свои интересы. Но при этом у него, конечно, не отнять несомненное чутье на экономическую выгоду, на модернизированное развитие и предприимчивую гибкость в выстраивании своеобразных двусторонних отношений с чиновниками Евросоюза с учетом их и его менталитетов. Что я имею в виду? А вот послушайте...

Сергей МИХОВИЧ,  специальный корреспондент «Белорусской нивы»

Фото  автора

Минск — Дольск — Варшава — Берлин — Минск

(Продолжение следует.)

←Все зависит от людей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика