Столица стонет от карманных краж. Кого за это «благодарить»?

Источник материала:  
22.03.2013 18:06 — Новости Общества


Критическая ситуация с так называемыми карманными кражами вынуждает руководство столичной милиции бросить на это направление дополнительные силы. Об этом пишет БЕЛТА со ссылкой на начальника ГУВД Мингорисполкома Александра Барсукова.

А зачем нужно было ликвидировать подразделение, которое десятки лет весьма успешно противостояло виртуозам карманных краж?

Столица стонет от карманных краж. Кого за это «благодарить»?


На заседании Мингорисполкома 21 марта, где рассматривались реализация региональной программы по борьбе с преступностью и коррупцией за 2012 год и задачи на 2013 год, главный милиционер столицы заявил, что в городе совершаются более трех четвертей зарегистрированных по республике карманных краж. В других регионах карманники существенно не влияют на оперативную обстановку, на них приходится менее 9% от общего числа имущественных преступлений, тогда как в Минске — 30,6%.

По милицейской статистке, в 2012 году наблюдалось снижение краж мобильных телефонов (на 35,8% до 1969), но их раскрываемость остается невысокой — 27,8%. На треть меньше зарегистрировано краж из одежды и ручной клади (2525). По-прежнему наиболее актуальна указанная проблема для Фрунзенского района, где совершено около четверти таких преступлений. Задержано 19 преступных групп, совершавших подобные преступления, в том числе восемь групп воров-гастролеров.

Чтобы прижать к ногтю распоясавшихся карманников, планируется улучшить техническое оснащение оперативно-поискового отдела ГУВД (ОПО) и увеличить численность сотрудников, которые специализируются на раскрытии карманных краж. На сегодняшний день в ОПО служат 37 борцов с ворами-карманниками. Уже принято решение о расширении штата на 20 человек, а к концу года — до 100 человек, пообещал главный милиционер столицы.

Однако в данном случае следует вести речь не об усилении уникального подразделения уголовного розыска, а о попытке реанимации отдела, который десять лет назад руками милицейских начальников был практически полностью уничтожен. Притом, что карманники ни куда не делились, а регулярно выходили на свои маршруты и «трудились», не покладая своих воровских рук.

Справка Naviny.by
История создания в структуре минского уголовного розыска специальной службы по борьбе с карманными кражами берет начало с середины 60-х годов прошлого века, когда была сформирована первая небольшая группа. В марте 1973 года в отделе уголовного розыска УВД Минска вводятся должности младших инспекторов оперативно-поисковой группы. В их задачу входила работа личным сыском в городском транспорте, магазинах, на рынках и прочих местах массового скопления людей. Главной особенностью борьбы с карманными кражами было и остается взятие вора с поличным. В противном случае доказать такую кражу практически невозможно. Созданная 40 лет назад группа по борьбе с карманными кражами в 1992 году превратилась в первый в Беларуси оперативно-поисковый отдел, который занимался не только карманниками.


К середине 90-х ОПО представлял собой универсальное подразделение, сотрудники которого участвовали в раскрытии разбойных нападений, убийств, в задержании особо опасных преступников. Тогда в отделе служили около 300 сержантов, прапорщиков и офицеров, а после ряда сокращений численность оперативников снизилась до 190 человек. По сведениям Naviny.by, примерно к началу 2004 года ОПО, что называется, разогнали; от него осталась небольшая группа человек в двадцать. Говорили, что руку к этому приложил тогдашний начальник ГУВД Анатолий Кулешов. Так ли это?

С этим вопросом корреспондент интернет-газеты Naviny.by обратился к полковнику в отставке Александру Романенко, который возглавлял ОПО ГУВД Мингорисполкома с 1994-го по весну 2003 года.

— Для меня до сих пор остается загадкой, — рассказывает Александр Дмитриевич, — почему отдел разогнали. Первым пытался это сделать министр Аголец, но тогда мне удалось отстоять ОПО. Мои парни и девушки были в то время нарасхват: мне звонили коллеги со всех концов республики и просили помочь не только в борьбе с карманными кражами, но и с другими преступлениями. Работали по всем направлениям, часто бывало — сутками на ногах. Потом за дело взялся министр Наумов… Кулешов, в то время начальник ГУВД, к слову, пытался противостоять решению ликвидировать ОПО в том виде, в котором отдел существовал, но, видимо, его ресурса не хватило. Наумов же почему-то упорно стремился сокращать именно уголовный розыск. Ну и к чему это привело?

— К тому, что теперь Барсуков решил направить на борьбу с карманниками дополнительные силы. О чем это говорит?

— Припекло, наверное. Вот только откуда эти силы брать? В мою бытность на службу в отделе очередь стояла, по три месяца кандидаты бесплатно стажировались. Выбирали, что называется, лучших их лучших, которых потом учили самые опытные оперативники, за плечами которых сотни задержаний карманников. Можно сказать, у нас была своя школа подготовки, в милицейских учебных заведениях специалистов такого рода не готовят. Именно благодаря профессионализму нам удавалось за рабочие сутки брать с поличным, как мы говорили, «на кармане» по 8-9 воров. У нас была своя уникальная оперативная база на многие сотни воров-карманников, не только белорусских, но и заезжих гастролеров, каждый из которых отличается своим «почерком», фотоальбомы, собственные источники информации, перспективные наработки. Куда все это делось, я не знаю. Знаю, что карманники — это неистребимое племя преступников, противостоять которым могут только специально обученные люди.

…Озвученная начальником минской милиции статистика карманных краж 2012 года подана в свете уменьшения. Но без учета раскрываемости. Пойманного карманника, как правило, сажают только за последнюю кражу. А сколько всего он успел их совершить, знает только вор. Однако кое-какую информацию на эту тему можно почерпнуть из открытых источников.

Например, в 2011 году в Минске было зарегистрировано 3776 карманных краж, проще говоря, именно столько потерпевших обратилось в милицию с заявлениями. Усилиями сыщиков удалось задержать с поличным 32 преступные группы и еще два десятка одиночных воров-гастролеров. Получается, что ворье карманное понесло наказание лишь за 52 кражи?

Или вот еще такая статистика. В 2011 году в Первомайский РУВД с заявлениями о таких кражах обратились 310 минчан, из которых лишь 13 с помощью милиции увидели своих обидчиков. Проще говоря, из 25 краж раскрывается только одна. Да и то только потому, что сыщики оказались рядом с потерпевшим в нужный момент и нужное время.



Виктор ФЕДОРОВИЧ

←Red Foo использовал стоны Азаренко в своей новой песне

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика