Огненные судьбы

Сегодня минуло ровно 70 лет со дня страшной трагедии в Хатыни, ставшей символом всех сожженных белорусских деревень
До сих пор в наших сердцах не смолкает колокольный звон вечной памяти и скорби о жертвах Великой Отечественной войны. Трагедия Хатыни — это один из тысячи эпизодов того страшного времени. Трагическую судьбу с ней разделили 9200 сел и деревень Беларуси. Многие из них после войны так и не возродились.
Горечь войны
Виктор Желобкович приезжает в Хатынь при любой возможности. “Это мой родной дом. Это то место, где я родился, где начиналась моя жизнь, — говорит он. — Трудно передать словами чувства, которые я испытываю, когда нахожусь на своей земле”. Виктор Андреевич — один из тех, кто оказался в самом пекле трагедии 1943 года. Семилетний мальчишка собственными глазами видел догорающие дома своей деревни, слышал стоны умирающих односельчан.
22 марта фашисты ворвались в Хатынь и вынесли смертный приговор всем жителям деревни. Не пощадили никого, даже женщин с грудными детьми. Несчастных загнали в сарай, заперли его, облили бензином и подожгли. Под напором десятков человеческих тел двери полыхающего сарая рухнули и из него стали выбегать люди. Тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из автоматов и пулеметов. 149 жителей деревни погибли, среди них — 75 детей. Из тех, кто был в тот день в сарае, остались живы лишь двенадцатилетний Антон Барановский и семилетний Виктор Желобкович. Антона, раненого в ногу разрывной пулей, приняли за мертвого. А Виктора своим телом закрыла смертельно раненая мама. “Люди стонали от ожогов и пулевых ранений, просили пить. Я носил воду, красную от крови, в ладонях. К утру большинство раненых умерло, а поблизости еще догорали дома”, — вспоминает Виктор Андреевич.
Этот день полностью изменил жизнь мальчика. Он остался совсем один. Некоторое время жил у родственников, после попал в партизанский отряд. Лес, болота, без еды и крыши над головой... Что помогло ребенку выжить в то страшное военное время? “На моем пути встречались хорошие люди и, наоборот, очень жестокие. Все это я испытал на себе, — говорит Виктор Андреевич. — Помню, как исходил от голода в лесу и у меня отобрали последний мешочек муки. Но среди всего этого кошмара были душевные и замечательные люди. Женщина, у которой своих было четверо детей, подобрала меня и приютила”.
Подобно судьбам тысяч детей, переживших военное лихолетье, история Виктора Желобковича пронизана горечью, боль о прошлом жива в его памяти. “Нужно рассказывать молодым людям о Великой Отечественной войне. Они должны знать, что происходило в те годы”, — говорит он. Сегодня Виктор Андреевич живет в Минске, у него есть дочь, внучка.
Национальная святыня
Государственный мемориальный комплекс “Хатынь” стал национальной святыней белорусского народа, воплощением памяти и скорби о жертвах Великой Отечественной войны. Эта память прошла испытание временем, интерес людей к комплексу не уменьшается. За сорок три года мемориал посетили 36 миллионов человек из более чем ста стран мира.
— Это одна из многих тысяч белорусских деревень, которые были уничтожены во время Второй мировой войны. Комплекс “Хатынь” посвящен не только жителям этой деревни, но и всем другим пострадавшим и погибшим в результате целенаправленной политики геноцида. Многие из сожженных деревень так и не были восстановлены, — подчеркнул кандидат исторических наук и директор ГМК “Хатынь” Артур Зельский.
К 70-летию трагедии Хатыни на сайте Национального архива Беларуси впервые появилась электронная база данных о сожженных в годы Великой Отечественной войны деревнях. В ней представлены сведения о 5 тысячах 455 населенных пунктах, которые были стерты с лица земли на оккупированной территории Беларуси в период с 1941 по 1944 год. В базе указаны населенные пункты, места их нахождения (по довоенному и нынешнему административному делению), а также количество домов и жителей, которые в них проживали. По словам директора департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Беларуси Владимира Адамушко, главная цель создания электронной базы — сделать так, чтобы люди могли лучше узнать свою историю, вынести уроки из прошлого.
К памятной дате была приурочена презентация белорусско-российского сборника документов “Зимнее волшебство”. Нацистская карательная операция в белорусско-латвийском пограничье, февраль — март 1943 г.”. Издание посвящено трагедии 450 деревень, сожженных за два месяца в трех районах Витебской области. Сегодня состоится премьера хроникально-документального фильма “И будет жить Хатынь!” режиссера Геннадия Хмыза. В картине показана вся история деревни с момента ее возникновения.
Хатынь всегда будет напоминать нам о жертвах фашизма, о белорусских деревнях, которые были сожжены вместе с их жителями, и о каждом герое, погибшем за свободу и независимость нашей страны.
Глазами современников
Александр ЮШКЕВИЧ, заместитель председателя Минского областного исполнительного комитета: “Вне всякого сомнения эти события вызывают не только интерес историков. Они вызывают боль в каждом из нас. Моя бабушка пережила, как и многие другие белорусы, Великую Отечественную войну. Она говорила, что готова вытерпеть и выдержать все что угодно, лишь бы не было войны. К сожалению, в мире все равно продолжаются конфликты. Уроки Второй мировой войны, к сожалению, усвоили не все. А некоторые и переписывают историю. Поэтому в современном мире мы должны помнить, что необходимо защищать не только национальные интересы, нашу независимость, но и нашу историю”.
Владимир КОВАЧИК, научный сотрудник мемориала “Лидице” (Чехия): “К сожалению, все чаще проявляются тенденции в Европе смотреть только в будущее, не опираясь на историю. Но я считаю, что ни в коем случае нельзя забывать о том, что происходило во времена Второй мировой войны, и нужно обязательно рассказывать об этом нашим детям и внукам”.
Александр КОВАЛЕНЯ, доктор исторических наук: “Человечество до сих пор решает проблемы военным путем, применяя оружие. Яркий сегодня тому пример — Сирия. Необходимо сделать все для того, чтобы новое поколение знало историю и решало все проблемы исключительно путем мирного урегулирования”.
Память и ответственность
|
Фото БелТА