Стали на пост

Источник материала:  
Если в первую неделю поста чаще всего ведут «да споведзi» детей, то во вторую время для этого находят и «гаспадар з гаспадыняй». Правда, и здесь проявляется практичное отношение к жизни: в храм Божий идут чаще всего в выходные дни, чтобы рабочие сберечь. В такое время белорусы как бы оглядываются назад, «просеивают» все, что случилось сделать ранее, оценивают свои поступки, ведь, как говорил наш народ: «Ад Бога схаваеш, а ад сябе — не». И пока человек остается себе судьей и пытается что–то изменить в своей жизни, можно надеяться в мире на лучшее. 
И, наверное, сам пост прежде всего необходим как очищение внутреннего состояния, души человека перед весной, началом полевых работ и самой главной из них — севом хлебов. Именно в период Великого поста все, что было спрядено в долгие вечера «Пiлiпаўкi», должно стать основой для ткачества. Ведь белорусские женщины практически не имели свободного времени. Время всегда их «прыспешвае», торопит. Вот и теперь — скоро настоящая весна, а значит, и очень горячая пора.Пост — время строгое, но и в этот период у нас поют песни, правда, репертуар все–таки соответствующий, и называют эти песни «паставымi». «Распавядаюць» они чаще всего про трудную женскую долю. Но есть среди них особая категория — с большим по объему текстом, развернутым сложным сюжетом. 
Это народные баллады «пра Цмока». А сам «Цмок» — страшное чудище, жившее в далекие дохристианские времена:«...I жылi людзi няверныяI ня верылi яны госпаду Богу,а верылi паганаму Цмоку...»
И, как повествуют песни–баллады, было чудище величиной с большой дом, имело просто аномальное количество голов — от 9 до 12, каждая из которых могла выбрасывать огонь. Отсеченные мечом головы тут же отрастали снова на огромных шеях–столбах. У Цмока огромные и очень острые зубы, на кривых руках–лапах — длиннющие когти и все тело покрыто железной чешуей. Цмок мог летать на огромной высоте и с большой скоростью, совершенно свободно жил в воде подобно амфибии и так же хорошо чувствовал себя на суше. 
Но обитать предпочитал у рек, озер и водоемов. Наше чудовище было чем–то сродни драконам из восточных легенд, где эти создания даже особо почитаются. Огромные размеры делали Цмока довольно ленивым, свою жертву он долго осматривал, прежде чем уничтожить, как бы взвешивал: стоит ли она его телодвижений? Как повествуют легенды, иногда чудище принимало облик красивого юноши и начинало ухаживать за деревенскими девушками. Но от таких «заляцанняў» никогда не было потомства, несмотря на все старания. 
Иногда Цмока сравнивали даже с чертом. Держал змей–дракон–Цмок всех людей в жутком страхе, а не в вере и требовал человеческих жертвоприношений. Никто не мог с ним справиться. Поэтому брал он «штодня па чалавеку». Люди покорно отдавали ему самых красивых жен и дочерей. Наконец пришла очередь самого царя отдать свою красавицу–дочь страшному Цмоку. И отправил ее царь к чудовищу на погибель. Подошел к ней Цмок и уже готов был проглотить, но вдруг явился святой Георгий («сьвяты Юр’я») и защитил царевну.
А сама она набросила на шею Цмока свой «кованы» пояс и привела прямо к царю, как на поводке. Здесь, помимо храбрости и благородства святого Георгия, освободившего народ от злого чудища, особую роль играет и чудесный пояс, по сути, представлявший собой магический круг–оберег. Поэтому при изготовлении такого пояса–оберега умелыми мастерами использовались и особые слова–заговоры...
Любопытно, что сейчас лучшая минская баскетбольная команда носит название «Цмокi». Наверняка такое имя ей дали люди с хорошим чувством юмора. Вот только пока с результатами у баскетболистов получается не очень: современные «цмокi» больше проигрывают, чем выигрывают. Сегодня игрокам самое время вспомнить о силе древнего чудища, а нам — пожелать им удачи в этих поисках.

Автор публикации: Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ

←Когда человеку жить хорошо

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика