Чужие лавры, или Как изобретают велосипед

Многие открытия носят имена ученых, которые к ним не имеют никакого отношения

Как известно, Америку открыл Христофор Колумб, а названа она в честь Америго Веспуччи. Жертв таких недоразумений хватает и в научных кругах. Есть немало примеров, когда открытия носят имена совсем не тех, кто их сделал. А бывает и так, что ученому просто не повезло.

Долли могла быть русской
Немногие знают, что история клонирования началась еще в 1940-е годы в СССР. Советский ученый-эмбриолог Георгий Лопашов разработал метод трансплантации ядер в яйцеклетку лягушки. Он доказывал ведущую роль ядра и содержащихся в нем хромосом в развитии организмов. Но летом 1948 года на сессии ВАСХНИЛ победил борец с генетикой Лысенко. Исследования Лопашова были забыты. Впоследствии британец Джоном Гердон продолжил работу, и она была отлично разрекламирована. Тогда впервые заговорили и о клонировании человека.

Сделано в Китае
Знаменитая комета Галлея имеет к нему очень опосредованное отношение. На самом деле она была известна еще астрономам Древнего Китая. В 1607 году ее наблюдал немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер. Английский астроном и геофизик Эдмунд Галлей увидел ее почти через сто лет — в 1682 году. Он доказал, что это та самая комета, которую видел Кеплер, а также предсказал, когда ее можно будет увидеть снова. Но нам это небесное тело известно как комета Галлея. А если уж совсем по справедливости, то у кометы должно было быть древнекитайское имя. Например, в честь древнекитайских астрономов — комета Тан Ду или комета Ши Шеня.

Сальмонелла ужасная
Это грозное название известно не менее, чем стафилококк. Бактерия сальмонелла вызывает острые кишечные инфекции человека и животных. Она была открыта в 1885 году Теобальдом Смитом и по логике должна была получить имя вроде “бактерия Смита”. Но скромный ученый был сотрудником лаборатории знаменитого Даниэля Сальмона, известного в XIX веке специалиста по ветеринарии. И хотя никакого отношения Сальмон к этой работе не имел, однако все лавры достались ему. Так сказать, по иерархической линии.

←Благородная приправа