Циклон «Хавьер». Долгая дорога в Гатово

Источник материала:  
18.03.2013 16:40 — Новости Общества


Первую помощь застрявшим на дороге водителям в минувшие дни часто оказывали не спасатели или сотрудники ГАИ, а добровольцы. Такими волонтерами выступили и члены белорусского клуба джиперов «4х4». К одному из них корреспондент Naviny.by во второй половине дня пятницы напросился на борт.

С Евгением мы встретились в Уручье. У него «Тойота Лендкрузер» 80-й серии. Именно таким и должен быть настоящий внедорожник: простой и надежный всеядный дизель без всяких новомодных капризных к топливу «коммон-рейл», который можно починить только в специализированной компьютерной мастерской, минимум электроники, японское качество. Сейчас «Тойота» выпускает такие в небольшом количестве, и их использует в своей работе ООН в тех уголках Земли, где понятие «фирменный автосервис» отсутствует.

Специально для этого вечера Евгений прикупил пять снеговых лопат.



Уже на съезде с проспекта Независимости на МКАД увидели застрявший на подъёме транспорт.

Вытащив несколько машин и освободив полосу на развилке, движемся по МКАД в сторону витебской дороги. Через несколько сотен метров на следующей развилке снова видим застрявшие в снегу авто, в том числе и несколько такси. Все легковые машины Евгений именует «пузотёрками» — для того вечера очень подходящее название.

Удивляет откровенная дурость водителей — несколько дней подряд СМИ предупреждали о надвигающейся непогоде и просили не пользоваться личным автотранспортом. Когда во второй половине дня начал усиливаться ветер со снегом, можно было сделать вывод, что скоро все дороги заметёт. На что рассчитывали владельцы застрявших «пузотёрок», непонятно?

Бывало, только успеем вытащить с небольшого подъема одну легковушку, как на её место въезжала другая, тут же, конечно, застревая. Без крепких выражений не обошлось…

Получили информацию, что в Гатово застрял автобус с детьми. Направляемся туда. На МКАД по обочинам сплошная вереница автомобилей. Через определённые промежутки дорожники и спасатели разобрали разделительный барьер, чтобы водители могли быстрее развернуться, если видят, что дальше проехать не смогут.

Проезжая по МКАД, понимаешь, что наиболее правильно поступили «дальнобойщики». Они давно припарковались в наиболее удобных и безопасных местах, и теперь отдыхали, пережидая непогоду. Водители легковушек по своей глупости на что-то надеялись.

На съезде с МКАД на дорогу в Гатово затор. Замерло два встречных потока. На своём «Лендкрузере» Евгений мог бы двигаться и дальше, но принимает решение навести порядок здесь, чтобы в сторону Гатово было возможно двигаться. Тем более, в том направлении замерла машина скорой помощи с мигалкой.

Раздаём людям лопаты, начинаем понемногу расчищать коридор для проезда. Чувствуется, что у Евгения хороший опыт действия в подобных ситуациях.

Когда почти закончили расчистку коридора и вниз с развилки тащили скорую помощь, увидели, что нам навстречу едет «Рено-Меган» с номером 5-го региона. Разъехаться невозможно, едва смогли затормозить. За рулем — типичный крестьянин, рядом спит пьяный пассажир. На вопрос, неужели не видно мигалки скорой помощи, водитель отвечает: «А мне пох*й ваши мигалки». Как и следует ожидать от подобных типов, когда до него стало доходить, что могут быть серьёзные проблемы со здоровьем, он начал голосить, что вызовет милицию.

Вскоре мимо нас прошёл шнековый снегоочиститель, на какое-то время расчистив проезд. Но метель не стихала, и расчищенную дорогу заметало на глазах.

Наконец, выехали на дорогу в Гатово. Эта довольно узкая дорога сейчас была полностью заставлена замершими автомобилями. Замерли два встречных потока. Я бы даже не стал пытаться здесь что-то делать. Но Евгений принимает решение начать работу. Снова раздаём лопаты, помогаем выкапывать машины, расчищаем площадки для разворота, на которых легковушки разворачиваются и уезжают в сторону МКАД.

Видеокамеру давно отложил в сторону, и сейчас основной моей задачей является работа с буксировочным канатом. Вначале надо добраться до буксировочной проушины, потрудившись лопатой. Потом — прилечь на снег и закрепить сцепку. Сцепка у Евгения профессиональная — на резьбе. Резьба забивается снегом и льдом. В каждой марке автомобилей буксировочные проушины разные — особенно тяжело приходится с «французами».

Кто-то из водителей не имеет при себе вкручивающейся буксировочной проушины, другие зачем-то при буксировке хватаются за руль и направляют свои машины с дороги в сугроб. В основном это были молодые водители на новых БМВ.

Интересна психология людей — кто-то сразу же берёт лопату и начинает расчистку. Другие заявляют, что им и в своей машине хорошо отдыхать — выходят на расчистку после разъяснительной беседы. А некоторые почему-то считали, что помогать людям — наша трудовая обязанность и возмущались, что мы плохо работаем — поздно приехали, да ещё осмелились отдыхающих в авто просить помахать лопатой.

Кто-то оставался нам помогать. Подъехал полноприводной УАЗ со здоровыми мужиками, от которых была большая польза, но он быстро развернулся и укатил по расчищенному нами проезду. Утром мы увидели эту машину в начале дороги — находившиеся в ней люди отдыхали.

Встретили двух гаишников, которые тоже быстро исчезли.

Павел на китайском джипе привёз нам чай в термосе и остался помогать. Этот чай меня просто спас.

Большинство людей нас искренне благодарили.

Ближе к утру наконец-то появился большой и одновременно юркий погрузчик. Своим ковшом он сгребал снег к обочине, расчищая дорогу метр за метром. Теперь нашей задачей было убирать стоявшие посреди дороги автомобили — надо было откопать их (погрузчик не мог из-за опасности повредить легковушку работать с ней очень близко) и оттащить на обочину. Часть владельцев просто побросали свои машины в центре дороги, уйдя пешком.

С погрузчиком дело пошло намного быстрее.

К тому времени у многих находившихся в своих автомобилях закончилось топливо, и вереница людей с пластиковыми бутылками курсировала до ближайшей заправки и обратно.

В поле вереницей замерло около семи легковушек. Когда их вытаскивали, водители рассказали, что вечером с дороги съехал движущийся в Гатово гусеничный трактор, чтобы объехать затор. Всем желающим тракторист предложил поехать за ним. Когда легковушки застряли, тракторист даже не остановился.

К утру мы вышли к месту, где сошлось два встречных потока. Когда рассветало, подтянулась сюда дополнительная дорожная техника. А когда стало совсем светло, даже появились сотрудники МЧС и ГАИ, хотя пользы от них уже не было.

Примерно в 9.30 утра, когда проезд стал свободен, мы покинули это место. Некоторые люди находились в снежном заносе уже почти двадцать часов — с двух часов дня пятницы. До автобуса с детьми мы так и не добрались, но, по подсчетам Евгения, вытащили из снега не менее 60 автомобилей. В его машине испортилась лебедка, сожжено сцепление, сломаны две лопаты, израсходовано солярки минимум на 200 тыс. рублей.

Как рассказал мне коллега, в свое время живший на Сахалине, где такие явления регулярны, там дороги расчищают мощные гусеничные бульдозера. В Минске и окрестностях такой техники более чем достаточно — она применяется на стройках и в сельском хозяйстве. Почему эти бульдозера не были мобилизованы в ту ночь — вопрос тем, кто «контролировал» обстановку.

Теперь государственные СМИ превозносят в борьбе со стихией МЧС и солдат.

Когда приехал домой, узнал, что участок дороги в Гатово, где мы были, оказался одним из самых проблемных. Когда действительно была нужна помощь, МЧС и близко не было. Солдат — тем более. Особенно удивило то, что бравые «спецназёры» внутренних войск, замечательно ломающие лбами газосиликатные блоки и избивающие участников мирных акций, в это время отсиживались в тёплых казармах.



Василий СЕМАШКО

←В этом году в Минске появится 11 новых отелей: от 4 звезд до самых бюджетных вариантов.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика