Традиции и интересы
В чем выгоды сотрудничества Беларуси и Сербии?
Александр ШПАКОВСКИЙ, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”, политический аналитик
Состоявшийся на этой неделе двухдневный визит в Беларусь Президента Сербии Томислава Николича стал несколько неожиданным для ряда отечественных и зарубежных аналитиков и журналистов, которые поспешили в комментариях окружить данную встречу неким налетом “таинственности” и “специальной миссии” сербского президента в нашей стране.
Между тем данный визит был плановым в графике зарубежных контактов белорусского Президента, и соответствующие договоренности были достигнуты еще в январе этого года. Оперативная реакция руководства Сербии на приглашение белорусской стороны свидетельствует о взаимной заинтересованности в развитии двусторонних отношений, которые действительно нуждаются в определенном внимании и пересмотре ряда позиций. После войны в Косово, операции НАТО в отношении Югославии Сербия понесла значительные потери и разрушения, вследствие чего длительное время переживала затяжной политический и экономический кризис, ослабивший данное государство и приведший к фактическому отказу от активной внешней политики, направленной на защиту собственных национальных интересов.
Подобная пассивная позиция, вызванная внешним воздействием, привела сербское государство не только к значительным территориальным потерям (выход Черногории из состава Югославии, одностороннее провозглашение независимости края Косово и Метохии), но и к ослаблению международных контактов с традиционными партнерами — Беларусью и Россией. Вплоть до абсурдного решения сербского руководства о присоединении к санкциям ЕС против Беларуси в июне прошлого года.
Очевидно, что подобная негативная ситуация ни в коей мере не отвечала национальным интересам сербского государства, притом не только с моральной, но и с политической и экономической точек зрения. В исторической традиции Сербии существует память о братской помощи белорусов сербскому народу в период Первой и Второй мировых войн, политическая элита страны и простые сербы отлично помнят солидарность, проявленную белорусами в период агрессии НАТО в 1999 году, когда наряду со значительными объемами гуманитарной помощи белорусский руководитель Александр Лукашенко выразил и политическую поддержку воюющей Сербии. Он стал единственным из руководителей государств того периода, кто посетил находящийся под бомбежками Белград.
В наше время Беларусь, несмотря ни на что, продолжает занимать твердую позицию относительно статуса автономного края Косово и Метохии как неотъемлемой части территории сербского государства. Кроме того, добрые отношения с Беларусью для Сербии — явная возможность продвижения собственной продукции не только на рынок нашей страны, но и всего Таможенного пространства и будущего Евразийского союза.
Очевидные выгоды подобного сотрудничества не могут не понимать в Белграде, поэтому многие эксперты еще в мае прошлого года, после избрания на пост Президента Сербии Томислава Николича, прогнозировали изменение внешней политики Сербии в сторону более тесных отношений с Москвой и Минском. Действительно, практически сразу после вступления в должность главы государства Томислав Николич в интервью российским СМИ отметил интерес Сербии к формирующемуся Евразийскому союзу: “Сербия должна ознакомиться с основами, на которых создается этот союз, — сказал Николич. — Сербия должна вступать в любые выгодные экономические союзы в мире, особенно те, которые формируются при участии России”. Одновременно президент Сербии сообщил о продолжении политики, направленной на сближение с ЕС, однако этот процесс, по мнению Николича, “не может проходить любой ценой”.
Очевидно, что подобные подходы Николича во внешней политике во многом близки официальному Минску, нацеленному на создание Евразийского союза при одновременной вовлеченности Беларуси в европейские интеграционные процессы. Потому прошедший визит сербского лидера является не “неожиданностью” или “тайной миссией”, а продиктован общностью интересов и необходимостью возвращения к исторической традиции двустороннего сотрудничества.
Для Сербии подобное сотрудничество призвано стать площадкой для продвижения своей продукции на рынках Таможенного союза, Беларусь посредством Сербии приобретает серьезные позиции в Балканском регионе. Лидеры двух государств уже декларировали возможность увеличения взаимного товарооборота со 150 до 500 миллионов долларов. Кроме экономических выгод руководство Беларуси преследует и определенные геополитические интересы: укрепляясь в Балканском регионе за счет стратегического партнерства с Сербией, Беларусь усиливает влияние будущего Евразийского союза в современном мире и одновременно укрепляет в нем собственный статус.