Любовь к клиенту дороже коммерческой выгоды
Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей» по традиции накануне праздника подвело итоги работы в 2012-м. За прошедший год в общество обратилось около 24 тысяч белорусов, почти две тысячи из которых получили досудебную и судебную защиту.
В свою очередь Министерство торговли Беларуси проинформировало: большинство обращений, рассматриваемых органами ведомства в досудебном порядке, касалось сферы торговли — 45 процентов всех заявлений. Заместитель министра торговли Ирина Наркевич пояснила: с торговлей потребитель имеет дело чаще всего, что объективно создает предпосылки для большого количества претензий.
— Люди жалуются на реализацию просроченных товаров, ненадлежащую маркировку, неправильное оформление ценников, нарушение правил ведения книги замечаний и предложений, обвес, обсчет, нарушение режима работы торговых объектов, — говорит Ирина Наркевич. — При этом в большинстве случаев претензии носят обоснованный характер.
Также белорусы часто бывают недовольны оказанием услуг связи и банковских услуг — 13 процентов от общего числа обращений, жилищно-коммунальных и бытовых услуг — 6 и 5 процентов соответственно.
А что интернет-магазины? По словам Ирины Наркевич, с увеличением числа интернет-пользователей, развитием сферы интернет-услуг растет и число недовольных не очень высоким уровнем их качества.
— Чаще всего жалуются на несвоевременную доставку, отсутствие заявленного товара, несоответствие заявленных цены и характеристик товара реальным, а также отказ в выдаче документов об оплате и других сопроводительных документов, — рассказывает замминистра.
Для усиления защиты потребителей в Беларуси начнут тщательнее контролировать соблюдение кассирами и продавцами требований по обслуживанию владельцев банковских пластиковых карт. В частности, это проявится в том, что теперь у покупателя, оплачивающего покупку карточкой, могут попросить предъявить паспорт. Речь в данном случае идет о тех случаях, когда от владельца карточки не требуется ввода пин-кода.
— Беларусь не первой решилась на такую меру. К примеру, в России ни у кого не возникает проблем с тем, чтобы показать кассиру паспорт, — там это в порядке вещей, — отметила Ирина Наркевич. — Это позволит людям чувствовать себя защищенными в случае утери карточки. Ведь понимая, что не нужно предъявлять паспорт, нашедший ее запросто может расплатиться вашей карточкой в магазине, пока вы не обнаружите потерю и не заблокируете ее.
— В канун Всемирного дня прав потребителей мы должны оглянуться назад и понять, чего мы достигли в сфере судебной защиты прав и интересов потребителей, что нам удалось сделать и что еще предстоит, — резюмировала председатель Общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Суша.
Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»