Волки не выпрыгнули за флажки...
ВИКТОР Ахранович — член Поставской районной организационной структуры БООР (сам он из деревни Полхуны). Стреляет по хищникам из двух ружей: ИЖ-58, ТОС-34. Потомственный охотник с 24-летним стажем. Лесным промыслом занимался еще его прадед.
— Сначала ходил на «мелочь» — зайцев. А как набрался опыта, стал добывать животных покрупнее, в том числе и волков. Всего в «копилке» их 10. Пять отстрелил индивидуально и пять — с коллективом. Но даже одного добыть непросто, несмотря на опыт. Серый — непредсказуем и хитер, — рассказывает Виктор Викентьевич.
Бороться с хищником ему приходилось неоднократно по просьбам сельчан. Волки наведывались на молочные фермы, уничтожали скот.
— Как-то раз устроили у дороги засаду. Взобрались на елку с ружьями и стали караулить. И вот наконец показались из-за поворота двое. На первого зверя хватило патрона. Другой успел улизнуть — скрылся в лесной чаще. Сумел выжить и подбитый. Поднялся и с хрипом рванул к нам. Повезло, что сидели на дереве, а если бы на земле — не поручился бы за наше здоровье. Ух и зол он был! — вспоминает охотник.
Подражать вою хищника, то есть «вабіць», — один из способов заманить в ловушку. К тому же если опытный охотник услышит ответ, он может определить на слух, сколько в воющей группе зверей, и даже какого они приблизительно возраста. Имитировать вой можно только два раза, иначе есть вероятность испугать зверя.
— Знакомый охотник меня научил, как правильно «вабіць», каким воем волчицу, а каким — волка. Взобрался на вышку охотхозяйства, попробовал. Хищники не стали отзываться, а тихо подкрались. Я заметил и ранил одного из них. Стал преследовать по кровавому снегу, но, к сожалению, погас фонарь. Объехал лес с другой стороны. И только там удалось настичь волков. Оказалось, семейная пара. Раненый волк едва волочился. А уцелевшая волчица его охраняла: то назад вернется, то вперед пробежится — «вынюхает», все ли в порядке, нет ли опасности.
Порой Виктор Викентьевич удивляется поведению хищников. Особенно преданности семейных пар. Волки один другого в беде не бросят ни при каких обстоятельствах! Эта черта зверя не каждому человеку присуща.
— Зачем же воют волки? Ведь опасно — своим голосом лишь выдают местонахождение, — интересуюсь у охотника.
— Делают это они для обозначения границ своей территории. Если услышали чужаков, идут навстречу, померяться силами. Голос хищники подают и для того, чтобы волчата в логово возвращались за время отсутствия их родителей.
ПРОДОЛЖАЕТСЯ отстрел волков и сейчас, поскольку звери периодически совершают свои опустошительные набеги.
— Часто вижу диких животных в угодьях — кабанов, лосей, лис. Тем более что засеваем много кукурузы — по 400 гектаров, — рассказывает Виктор Викентьевич. — Дикие кабаны устраивают нашествие: по 10 особей выскакивают в поле. А с волками люди едва лоб в лоб не сталкиваются. Перед одним трактористом два месяца назад, когда шел на работу, волк выскочил прямо из кустов. Но не бросился на человека.
И в самом деле, людей серые хищники обычно не трогают. Часто нападают на домашнюю живность. Много пострадало скота на пастбище в урочище «Жарские» летом. К утру, после ночного волчьего набега, стадо коров разбежалось на несколько километров в разные стороны. Семь рогуль исчезли. Вскоре нашли туши четырех животных. По всем признакам было видно, что смертельные раны им нанесли волки. Кости еще трех коров обнаружили потом в болоте. Пастух рассказывал, как месяц назад на поле он видел хищника. Тот прибегал на разведку, — поясняет управляющий отделением № 6 ОАО «Камайский-агро» Андрей Сарапененко.
— Нападая на молодняк, волчица тренирует своих детенышей охотиться. Хищница перекусывает шейный позвонок, перетаскивает жертву к логову, а там ее дорезают детеныши. Конечно, всех животных не съедают. Поэтому в разных местах находим их останки, — продолжает директор Поставской районной организационной структуры БООР Олег Карпик.
Также от серых страдают популяции лесных диких животных. Если волки не загрызают, то, ранив, часто заражают бешенством.
— В 2012-м вырезали весь молодняк косули. Нашли только останки двух. Враждебно относятся звери и к диким кабанам. В этом году рядом с подстреленными волками обнаружили останки особи от 60 до 80 килограммов. Случается, волк и на собаку нападает. Цепь порвет, утащит в лес. Псы для них также лакомый кусок, — рассказывает охотовед Витебской областной организационной структуры БООР Иван Курилович.
До 2007 года в Беларуси Минприроды выделяло средства на поощрение охотников. Платили за хвосты добытого зверя — чтобы вести учет отстрела. Теперь борьбу с вредными животными ведем только за свои средства. Этим занимаются как егеря, так и охотники. Их в нашем БООРе — 350 человек. Приезжают также туристы из России, Бельгии и Литвы.
В прошлом году на территории Поставского района отстреляли 16 волков, в позапрошлом — 13, а в этом — 4. В основном хищники приходят из Литвы, беспрепятственно пересекая границу. Подкрепятся в Беларуси — и обратно в Евросоюз возвращаются. Стаи можно видеть возле деревень Полесье и Камаи. В этом году стая была на 7—8 особей, двоих отстреляли, остальные ушли.
ИНТЕРЕСНЫЙ факт — борясь против этого лютого, кровожадного, осторожного, исключительно умного зверя, человек изобрел более 20 видов охоты. Одна из них — охота с флажками.
Леонид Ярмолович, главный инженер столичной строительной фирмы, — охотник с 25-летним стажем. Привозит на волка собственные флажки.
— В катушке их на один километр. Изготовление обходится в 7—8 миллионов рублей. Четыре катушки нужно минимум. Трудно переоценить такое изобретение, поскольку вряд ли можно придумать более удобный и в то же время примитивный предмет, так сильно действующий на поведение хищников, — рассказывает Леонид.
Охота с помощью флажков заключается в том, чтобы обойти возможное место дневки волков и определить по входным и выходным следам наличие зверей. Вокруг этого участка натягивается шнур с флажками. Красные или желтые вешают на высоте 25—35 сантиметров от поверхности снега в хорошо просматриваемых местах. Нормальным считается участок в 4—5 километров по окружности. Затем внутри участка, в 30—40 метрах от линии флажков, располагаются стрелки.
— На самом деле все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, — добавляет Олег Карпик. — Территория нашего хозяйства — 114 тысяч гектаров, состоит из шести охотдач и семи обходов. И работы здесь хватает.
В пользовании есть техника — «Жигули» и три «УАЗа». Чтобы найти следы хищника, приходится несколько раз объехать район. Непосредственно к волку добираемся на лыжах, ведь у него превосходный слух, малейший шум может спугнуть. И бывает, что охота не всегда складывается удачно. Такой случай: как-то «вели» стаю из трех волков, начали офлаживать, а они в это время вышли по своим же следам обратно. Охотников боятся, чувствуют, что на мушке, что окружают, — и уходят.
ОТНОШЕНИЕ к волкам и охоте у каждого свое: одни жалеют диких животных, для других они вредные хищники, враги живого. Но в первую очередь волк — вредитель, так как убивает и домашнюю живность, и наносит ощутимый ущерб сельскому хозяйству. Если голоден, то способен съесть до 10 килограммов мяса. В год эта цифра достигает полутора тонн! А в стае из четырех волков на каждого в среднем приходится около двух тонн мяса. Если учесть, что основная пища волка — копытные, то серые хищники наносят огромный ущерб и лесному хозяйству. И сколько ни отстреливают их, численность остается неизменной. Волк научился приспосабливаться даже к самым суровым условиям…
Кстати
То, что волки не трогают людей, утверждение не совсем верное. Бывают и исключения. В начале марта в поселке Ессей на севере Красноярского края стая диких зверей напала на мальчика. 10-летний Валентин Чорда пошел провожать брата на окраину поселка, где на школьника напала стая волков, растерзав Валентина насмерть. Тело ребенка нашла мать. Она пошла вслед за сыном, по ее словам, предчувствуя беду. На крик матери сбежались жители поселка, которые вызвали «скорую помощь» и полицию. Вокруг тела были обнаружены многочисленные волчьи и собачьи следы. «Могли волки напасть, а могли и бродячие собаки», — говорит представитель администрации поселка.
Константин КОВАЛЕВ, «БН»