Создатели автовокзала "Московский" защищают свое детище от сноса
08.03.2013 19:35
—
Новости Общества
Создатели автовокзала "Московский" защищают свое детище от сноса
Судьба автовокзала "Московский" пока до конца не определена. Информация о том, что на его месте вырастет башня "Газпрома" появилась еще в прошлом году. Однако если сразу говорилось о ликвидации "Московского", то сейчас звучат заявления о том, что строительство "пока обсуждается на уровне идеи" и "не факт, что сценарий предусматривает снос этого объекта".
Как стало известно порталу TUT.BY из официальных источников, проект указа о возведении многофункционального комплекса для Группы "Газпром" уже направлен на рассмотрение в Совет министров. Согласованный ранее участок на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова может быть изменен только вместе с указом президента.
Не дожидаясь вынесения вердикта, создатели автовокзала "Московский" просят властей сохранить свое детище. Однако последние в официальных ответах немногословны: "вопрос решается, если не будете довольны, можете обжаловать".
Старые заметки Николай Степанович перечитывает с болью в сердце. Тогда его проект высоко оценивали на всех уровнях. Теперь же утверждают, что вокзал не является архитектурным памятником, якобы загружен менее, чем на 60% и снос "Московского" не станет для города большой потерей.
Открыть/cкачать видео (25.18 МБ)
- Властям города этот проект нравился ровно до того момента, пока "Газпром" не пришел с большими деньгами и не захотел там построить свое здание, - заявляет в интервью автор автовокзала. – Заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси Дмитрий Семанкевич на пресс-конференции назвал расположение автовокзала неудачным. Это или цинизм, или лукавство. Назовет пусть он, где от метро ближе расположен автовокзал. "Центральный" от метро ближе? То же самое. "Восточный" от метро ближе? Нет. Так вот на карте видно, что самое удачное размещение транспортных связей у автовокзала "Московский". Он захватывает улицу Филимонова, проспект, метро, расположен недалеко от кольцевой.
Ежедневно от автовокзала "Московский" отправляется 370 рейсов. По мнению архитектора, переброска маршрутов на другие вокзалы только увеличит транспортные проблемы в городе, а пассажирам усложнит жизнь. То, что вокзал сейчас убыточен и не полностью загружен, объясняет плохой организацией транспортного обслуживания, ведь все, по его мнению, зависит от хозяина. Возмущает создателя "Московского" и то, насколько бескомпромиссно была определена площадка под строительство офиса.
Николай Наумов, заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Государственной премии Беларуси:
- Если здание "Газпрома" все-таки будет построено, на мой взгляд, это только разрушит застройку на этом участке. За библиотекой, где сейчас есть свободное место и планируется строительство подобных высоток, оно бы вписалось. Зачем же сносить здание, в которое вложен огромнейший труд и немалые деньги? Говорили, что Минск имеет свое лицо. А теперь из-за безразличного к нему отношения, из-за случайных застроек в историческом центре он теряет свое лицо и приобретает чужие черты. Это очень опасно. Османская архитектура – тоже типовая. Автовокзал "Московский" – это индивидуальный объект. А высоткам из стекла здесь не место. Хочу сказать, что если мы не уважаем себя, то нас уважать никто не будет.
Для Маргариты Волчецкой, вдовы главного конструктора проекта, отстоять автовокзал "Московский" стало делом принципов - дорога память о муже. Она отправила письмо Александру Лукашенко с просьбой сохранить автовокзал "Московский". Но письмо спустили в Мингорисполком, потом в исполком Первомайского района. Ответы везде одинаковы: "ждите решения". Также она обращалась к главному архитектору института "Минскпроект", председателю Союза архитекторов Беларуси. Обещали заступиться за объект.
Маргарита Волчецкая:
- Я уже год переживаю по этому вопросу. С тех пор, как прозвучали заявления о сносе автовокзала. Как бывший строитель, я переживаю за то, что такой интересный и единственный в своем роде объект в нашей республике собираются сносить в угоду "Газпрому". Мне, как гражданину Беларуси, очень неприятно, что по требованию "Газпрома" наши власти идут на такие уступки, что считают возможным снести объект, который получил Государственную премию. А за недостойные объекты, по-моему, у нас никогда премии не давали. И, конечно, я, как вдова главного конструктора, хочу отстоять память о муже. Он вложил в этот объект очень много сил. Я была свидетелем, насколько трудно шел автовокзал "Московский", как тяжело было его проектировать из-за необычности конструкции. Много было переживаний. И теперь собираются просто взять и уничтожить человеческий труд. Я этим очень возмущена. Ну, неужели нельзя найти в городе другие места, чтобы поставить газпромовские "свечки"?
Главный инженер автовокзала "Московский" также ратует за сохранение объекта, но не видит ничего плохого в том, чтобы перепрофилировать здание для других целей.
Юрий Рушев – главный инженер проекта, лауреат Государственной премии Республики Беларусь:
- Я считаю, что вопрос ликвидации либо перепрофилирования вокзала надо решать вместе с архитектурной общественностью. В "Московский" вложен большой интеллектуальный и физический труд. И в свое время это было оценено. Сейчас иногда возникает вопрос о надежности конструкций. Уверен, что вокзал выдержит испытание временем. Проект прошел в Москве высшую государственную экспертизу. Ванты здания заложены с большим коэффициентом запаса. На пределе никто не шел. Эта конструкция теоретически может прослужить сто лет, только надо следить за ее техническим состоянием. Если комплекс для газпромовских "дочек" будет построен на этом участке, целесообразно сохранить архитектурное достоинство "Московского". Такое решение меня бы устроило. Не вижу большой проблемы в том, что по одному из возможных сценариев здание автовокзала может быть перепрофилировано. Конечно, совмещение двух стилей - это очень сложно. Но нерешаемых вопросов в архитектуре нет.
В Белорусском комитете Международного Совета по памятникам и достопримечательным местам уверены, что в жизни Минска, который никогда не стремился ввысь, такая башня меняет многое. До конца 20 века город проектировался как целостный организм. "Принимаемые на архитектурных советах того периода решения избегали слишком контрастных композиционных акцентов, каждое новое здание приноравливали к уже существующим. Такой подход можно назвать “контекстуальным” или “учитывающим контекст”, - рассказывают нам. - Да, в Минске нет больших цельных в художественном отношении фрагментов исторической застройки, но городские ансамбли проектировались таким образом, чтобы сосуществовать друг с другом и не создавать откровенных заплаток на ткани города".
По мнению специалистов, современная градостроительная политика по-новому перекраивает панораму Минска, и планируемый небоскреб на месте автовокзала "Московский" - лишь типичный тому пример.
Нелли Дорошевич – главный архитектор проектов ОО "Белорусский комитет Международного Совета по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС)":
- Жалко, что сейчас появляются не столько "доминанты", сколько объекты, которые изменяют сложившийся городской ландшафт, застраивают водно-зеленый диаметр, нарушают предшествующие ансамбли. Сейчас градостроители совершенно откровенно вторгаются в центр, стараются продать его подороже инвесторам. Площадку возле цирка, где строится гостиница, уже продали. Помню, на заседании научно-методического совета МК заслуженный архитектор Республики Беларусь Леонид Левин сказал: "Наверно, вы не любите Минск, если на такое соглашаетесь". Я разделяю его точку зрения. Такого рода постройка разрушит ансамбль проспекта на этом отрезке. Ткань города должна быть более сложной, и каждый ее фрагмент с чертами эпохи нужно и можно сохранить. В этом и есть ценность города, если мы его развиваем именно как город, а не как урбанистическое образование. Город – понятие сложное и подход к проектированию новых объектов не стоит упрощать до неучета того самого городского контекста. Не берусь судить, станет ли от нововведений Минск лучше или хуже, наверно, мы это еще сможем увидеть и ощутить. Совершенно точно, что он станет другой. И стоит посмотреть правде в глаза: мы утратим тот Минск, который формировался усилиями многих талантливых людей долгие годы.
Как стало известно порталу TUT.BY из официальных источников, проект указа о возведении многофункционального комплекса для Группы "Газпром" уже направлен на рассмотрение в Совет министров. Согласованный ранее участок на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова может быть изменен только вместе с указом президента.
Не дожидаясь вынесения вердикта, создатели автовокзала "Московский" просят властей сохранить свое детище. Однако последние в официальных ответах немногословны: "вопрос решается, если не будете довольны, можете обжаловать".
Автовокзал "Московский" сносить нельзя помиловать
У архитектора Николая Наумова собраны все публикации о "Московском". Он всегда считал автовокзал лучшим своим произведением, десять лет назад на вручении Госпремии признавался: "Я очень доволен, что не напрасно трудился все эти годы".Старые заметки Николай Степанович перечитывает с болью в сердце. Тогда его проект высоко оценивали на всех уровнях. Теперь же утверждают, что вокзал не является архитектурным памятником, якобы загружен менее, чем на 60% и снос "Московского" не станет для города большой потерей.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (25.18 МБ)
- Властям города этот проект нравился ровно до того момента, пока "Газпром" не пришел с большими деньгами и не захотел там построить свое здание, - заявляет в интервью автор автовокзала. – Заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси Дмитрий Семанкевич на пресс-конференции назвал расположение автовокзала неудачным. Это или цинизм, или лукавство. Назовет пусть он, где от метро ближе расположен автовокзал. "Центральный" от метро ближе? То же самое. "Восточный" от метро ближе? Нет. Так вот на карте видно, что самое удачное размещение транспортных связей у автовокзала "Московский". Он захватывает улицу Филимонова, проспект, метро, расположен недалеко от кольцевой.
Ежедневно от автовокзала "Московский" отправляется 370 рейсов. По мнению архитектора, переброска маршрутов на другие вокзалы только увеличит транспортные проблемы в городе, а пассажирам усложнит жизнь. То, что вокзал сейчас убыточен и не полностью загружен, объясняет плохой организацией транспортного обслуживания, ведь все, по его мнению, зависит от хозяина. Возмущает создателя "Московского" и то, насколько бескомпромиссно была определена площадка под строительство офиса.
Николай Наумов, заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Государственной премии Беларуси:
- Если здание "Газпрома" все-таки будет построено, на мой взгляд, это только разрушит застройку на этом участке. За библиотекой, где сейчас есть свободное место и планируется строительство подобных высоток, оно бы вписалось. Зачем же сносить здание, в которое вложен огромнейший труд и немалые деньги? Говорили, что Минск имеет свое лицо. А теперь из-за безразличного к нему отношения, из-за случайных застроек в историческом центре он теряет свое лицо и приобретает чужие черты. Это очень опасно. Османская архитектура – тоже типовая. Автовокзал "Московский" – это индивидуальный объект. А высоткам из стекла здесь не место. Хочу сказать, что если мы не уважаем себя, то нас уважать никто не будет.
Для Маргариты Волчецкой, вдовы главного конструктора проекта, отстоять автовокзал "Московский" стало делом принципов - дорога память о муже. Она отправила письмо Александру Лукашенко с просьбой сохранить автовокзал "Московский". Но письмо спустили в Мингорисполком, потом в исполком Первомайского района. Ответы везде одинаковы: "ждите решения". Также она обращалась к главному архитектору института "Минскпроект", председателю Союза архитекторов Беларуси. Обещали заступиться за объект.
Маргарита Волчецкая:
- Я уже год переживаю по этому вопросу. С тех пор, как прозвучали заявления о сносе автовокзала. Как бывший строитель, я переживаю за то, что такой интересный и единственный в своем роде объект в нашей республике собираются сносить в угоду "Газпрому". Мне, как гражданину Беларуси, очень неприятно, что по требованию "Газпрома" наши власти идут на такие уступки, что считают возможным снести объект, который получил Государственную премию. А за недостойные объекты, по-моему, у нас никогда премии не давали. И, конечно, я, как вдова главного конструктора, хочу отстоять память о муже. Он вложил в этот объект очень много сил. Я была свидетелем, насколько трудно шел автовокзал "Московский", как тяжело было его проектировать из-за необычности конструкции. Много было переживаний. И теперь собираются просто взять и уничтожить человеческий труд. Я этим очень возмущена. Ну, неужели нельзя найти в городе другие места, чтобы поставить газпромовские "свечки"?
Главный инженер автовокзала "Московский" также ратует за сохранение объекта, но не видит ничего плохого в том, чтобы перепрофилировать здание для других целей.
Юрий Рушев – главный инженер проекта, лауреат Государственной премии Республики Беларусь:
- Я считаю, что вопрос ликвидации либо перепрофилирования вокзала надо решать вместе с архитектурной общественностью. В "Московский" вложен большой интеллектуальный и физический труд. И в свое время это было оценено. Сейчас иногда возникает вопрос о надежности конструкций. Уверен, что вокзал выдержит испытание временем. Проект прошел в Москве высшую государственную экспертизу. Ванты здания заложены с большим коэффициентом запаса. На пределе никто не шел. Эта конструкция теоретически может прослужить сто лет, только надо следить за ее техническим состоянием. Если комплекс для газпромовских "дочек" будет построен на этом участке, целесообразно сохранить архитектурное достоинство "Московского". Такое решение меня бы устроило. Не вижу большой проблемы в том, что по одному из возможных сценариев здание автовокзала может быть перепрофилировано. Конечно, совмещение двух стилей - это очень сложно. Но нерешаемых вопросов в архитектуре нет.
О доминировании в природе архитектуры
Разработчик архитектурного проекта многофункционального комплекса для группы "Газпром" в Минске будет определен в конце марта 2013 года. Как заявил министр архитектуры и строительства Беларуси Анатолий Ничкасов, "с правой стороны проспекта Независимости, если смотреть в центр, есть намерения создать шедевр архитектуры, который покорит наше воображение силуэтом здания в 165 метров высотой". По его мнению этой части города в непосредственной близости от автовокзала "Московский" не хватает доминанты и наполнения пространства.В Белорусском комитете Международного Совета по памятникам и достопримечательным местам уверены, что в жизни Минска, который никогда не стремился ввысь, такая башня меняет многое. До конца 20 века город проектировался как целостный организм. "Принимаемые на архитектурных советах того периода решения избегали слишком контрастных композиционных акцентов, каждое новое здание приноравливали к уже существующим. Такой подход можно назвать “контекстуальным” или “учитывающим контекст”, - рассказывают нам. - Да, в Минске нет больших цельных в художественном отношении фрагментов исторической застройки, но городские ансамбли проектировались таким образом, чтобы сосуществовать друг с другом и не создавать откровенных заплаток на ткани города".
По мнению специалистов, современная градостроительная политика по-новому перекраивает панораму Минска, и планируемый небоскреб на месте автовокзала "Московский" - лишь типичный тому пример.
Нелли Дорошевич – главный архитектор проектов ОО "Белорусский комитет Международного Совета по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС)":
- Жалко, что сейчас появляются не столько "доминанты", сколько объекты, которые изменяют сложившийся городской ландшафт, застраивают водно-зеленый диаметр, нарушают предшествующие ансамбли. Сейчас градостроители совершенно откровенно вторгаются в центр, стараются продать его подороже инвесторам. Площадку возле цирка, где строится гостиница, уже продали. Помню, на заседании научно-методического совета МК заслуженный архитектор Республики Беларусь Леонид Левин сказал: "Наверно, вы не любите Минск, если на такое соглашаетесь". Я разделяю его точку зрения. Такого рода постройка разрушит ансамбль проспекта на этом отрезке. Ткань города должна быть более сложной, и каждый ее фрагмент с чертами эпохи нужно и можно сохранить. В этом и есть ценность города, если мы его развиваем именно как город, а не как урбанистическое образование. Город – понятие сложное и подход к проектированию новых объектов не стоит упрощать до неучета того самого городского контекста. Не берусь судить, станет ли от нововведений Минск лучше или хуже, наверно, мы это еще сможем увидеть и ощутить. Совершенно точно, что он станет другой. И стоит посмотреть правде в глаза: мы утратим тот Минск, который формировался усилиями многих талантливых людей долгие годы.