Юрист БАЖ советует журналистам отстаивать право на получение информации через суд
Юрист Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец считает, что журналистам следует отстаивать свои права на получение информации в судебном порядке. Так Бастунец прокомментировал БелаПАН ситуацию с барановичской независимой газетой Intex-press, которой местные органы власти не дают ответы на официальные запросы.
В январе текущего года издание обратилось к начальнику ЖКХ Барановичского горисполкома Андрею Семашко с просьбой предоставить данные, касающиеся жилищного строительства в этом городе, однако ответ не был получен. Ситуация была документально доведена до председателя горисполкома Виктора Дичковского, но тоже осталась без реакции. Министерство архитектуры и строительства также проигнорировали запрос газеты по экономической ситуации на ООО «Барановичидрев», контрольный пакет акций которого находится в руках министерства. Сейчас редакция собирается в установленном порядке жаловаться на бездействие министерских чиновников.
Бастунец убежден, что в таких случаях необходимо обращаться в суды и «создавать прецедент». Он не смог припомнить ни одного случая, «когда чиновник был привлечен к ответственности за то, что не был дан ответ на обращение граждан или СМИ». При этом юрист отметил, что, как правило, журналисты, не дождавшись ответа на свои обращения, стараются найти нужную информацию другими способами.
Ситуация с очевидным нарушением прав барановичских журналистов не единичная, подобное закономерно происходит по всей Беларуси.
Представитель БАЖ считает, что нынешний закон «О средствах массовой информации» «в плане доступа к информации значительно хуже предыдущего — «О печатных СМИ и других средствах массовой информации».
«В нем, по большому счету, возможности журналистов СМИ в получении информации такие же, как и у обычных граждан и юридических лиц: нет сокращенных сроков в рассмотрении обращения. Но даже при этом существуют сроки, которые установлены в законе «Об обращении граждан и юридических лиц» (15—30 дней), поэтому и здесь просматривается нарушение закона», — резюмировал Бастунец.