Грабли на поле

Источник материала:  

Почему вместо качественных семян порой сеют “некондицию” и как долго это будет продолжаться?

Наступил март, и в ближайшей перспективе замаячила отправная точка урожая-2013 — весенний сев. “Ждет отборного зерна пашня” — эта строчка известной песни стала в современной Беларуси практически директивной. И это более чем оправданно: особое внимание, в течение всех лет независимости уделяемое белорусским государством возрождению, развитию и модернизации отечественного агропромышленного комплекса и обеспечению продовольственной безопасности страны, предполагает и тщательный подход к ее базовым элементам. Однако даже при всеобщем понимании того, что в семенной отрасли импортозамещение — не просто протекционистская политика, призванная защитить отечественного производителя, но и жизненно необходимая вещь, на практике порой наблюдаются обратные вещи. Почему, попыталась разобраться “Народная газета”.

Научный подход

Технология и организация весеннего сева — предмет ежегодного и традиционного анализа белорусских ученых. Научно-практический центр по земледелию НАН Беларуси уже подготовил рекомендации к севу-2013, разослав многостраничный документ с ними всем заинтересованным сторонам. “При проведении сева особое внимание должно уделяться формированию семенного ложа, соблюдению сроков посева, выбору оптимальной нормы высева и глубины заделки семян, равномерному распределению семенного материала”, — подчеркивается в документе, дающем аграриям конкретные рекомендации по каждой из высеваемых в Беларуси культур.

“Минсельхозпродом совместно с Национальной академией наук отработана оптимальная структура посевных площадей, в соответствии с которой яровой сев планируется провести на площади более 2,5 миллиона гектаров. Из них 1,2 миллиона гектаров займут яровые зерновые и зернобобовые культуры, — сообщил на недавнем заседании Президиума Совмина министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. — Сформированы под полную потребность основные фонды семян яровых зерновых и зернобобовых культур, картофеля, льна, многолетних трав. Заполнен страховой фонд семян зерновых и зернобобовых в объеме 68 тысяч тонн, что позволит в случае гибели озимых зерновых провести пересев на площади не менее 270 тысяч гектаров”.

Отечественный приоритет

Впрочем, причин для волнений пока нет. “В этом году перезимовка проходит удовлетворительно, резких перепадов температур не было, — сообщил “НГ” заместитель гендиректора по науке НПЦ по земледелию Эрома Урбан. — Да, сильные морозы до 25—27 градусов в отдельных регионах были, но посевы при этом укрывались достаточным слоем снега, чтобы узел кущения не пострадал”.

“Основное достоинство устойчивых белорусских сортов — на порядок более высокий уровень зимостойкости, чем у сортов западной селекции, — подчеркивает Эрома Урбан. — В странах Западной Европы нет проблемы снежной плесени, так как там зима наступает поздно, а уже в феврале снега практически нет. Между тем именно снежная плесень сильно вредит озимым ржи и тритикале. В текущем году вероятность развития снежной плесени на посевах озимых культур высока — из-за глубокого снежного покрова”.

Свои достоинства и у белорусского лука: сухого вещества в нем больше, чем в западных сортах, поэтому хранится он не в пример лучше. “Вообще брать импортные сорта опасно, — отмечает заведующий лабораторией пасленовых культур Института овощеводства НПЦ по картофелеводству и плодоовощеводству Леонид Мишин. — Вся селекция в мире рассчитана для определенных зон. Скажем, в пленочных теплицах, в которых выращивают томаты, встречается такое заболевание, как кладоспориоз. Так вот, его разновидность (вторая раса) существует в Беларуси, но отсутствует в Польше или России. И если купить польские или российские сорта, вероятность того, что растения повредятся кладоспориозом, очень велика. Отечественные же сорта томатов для пленочных теплиц имеют устойчивость именно к этой, местной расе кладоспориоза”.

Запад нам подпортит!

Любопытно, что из года в год объемы производства белорусскими селекционерами оригинальных семян, в частности, зерновых и зернобобовых культур, в разы превышают объемы, установленные программой развития селекции и семеноводства, принятой на 2008—2013 годы. И все же в полном объеме оригинальные белорусские семена не распродаются. Зато распространители западного материала умудряются даже ловить рыбу в мутной воде. “Народная газета” уже сообщала, как из Голландии в Беларусь было поставлено 579 тонн семян картофеля, 167 из которых оказались пораженными серой гнилью. И тем не менее некоторые хозяйства рискнули использовать те семена на посев...

Не зря на пятничном заседании Совмина Президент страны Александр Лукашенко предупредил правительство и губернаторов об ответственности за работу с посредническими структурами. “У нас огромная масса контактов государственных предприятий с коммерческими структурами и посредническими фирмами-однодневками, — констатировал глава государства. — Я думал, это единичные факты. Но, сидя здесь, я вижу, что это повсеместно так”. Поэтому, когда вице-премьер Михаил Русый доложил о том, что стабильно имеют собственные средства на счетах лишь 35—37 процентов сельхозпредприятий, но кредитными ресурсами пользуются около половины, Александр Лукашенко отреагировал однозначно: “Пока я Президент, мы ни копейки никому не спишем. Деньги должны быть возвращены!”

Говоря о семенной “некондиции”, напомним, что в Комитете госконтроля имевшие место вопиющие факты увязали с неэффективной работой Главной госинспекции по семеноводству, карантину и защите растений и ее региональных подразделений. “Семенные инспекции превратились в придворных порученцев вместо того, чтобы быть “семеноводческой прокуратурой”, — это образное заключение председателя КГК по сей день вспоминают в районах. Впрочем, с категоричными выводами просят не спешить.

Не взойдут и не пройдут

Именно так про некондиционные семена говорят специалисты. “Мы собственными силами обеспечиваем стопроцентный отбор всех семян зерновых, зернобобовых и трав, — говорит заместитель начальника Лидской районной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений Ванда Коваленко. — И могу сказать, что, ставя подпись в соответствующих бумагах, наши специалисты достоверно знают, в каком хозяйстве района какие хранятся семена. “Некондиция” немедленно выявляется и выбраковывается”.

“В Беларуси все сорта проходят государственные сортоиспытания, чтобы можно было рекомендовать их для широкого возделывания, — подчеркивает и ведущий научный сотрудник Института плодоводства НПЦ по картофелеводству и плодоовощеводству Надежда Капичникова. — Но необходимо понимать, что Брест и Витебск, например, по климату отличаются. И то, что можно выращивать в Бресте, не всегда можно выращивать в Витебске. Поэтому идет районирование по областям. Это нужно учитывать и ориентироваться на Государственный реестр сортов и древесно-кустарниковых пород, куда включены культуры для возделывания”.

Барьер же для завоза “некондиции” извне давно отработан, имеет многоступенчатую структуру и контролем лишь качества семян не ограничивается. “Во-первых, работают соответствующие службы на границе, осуществляющие ветеринарно-санитарные, фитосанитарные и санитарно-эпидемиологические меры, — пояснил “НГ” заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Казакевич. — Во-вторых, состояние ввозимых материалов оценивается в соответствии с регламентами безопасности Таможенного союза и иными нормативными документами”.

В чем же причина?

Так все же откуда “некондиция” на белорусских полях? К мнениям отдельных аналитиков, считающих, что причина “семенного беспредела” лежит в коррумпированности отечественного АПК, можно отнестись более чем скептически. Толчком к подобным рассуждениям стала прошлогодняя проверка Генпрокуратурой соблюдения антикоррупционного законодательства в агропроме. Однако заключать, что ушлые бизнесмены за мзду всучивают белорусским хозяйствам семенной “неликвид”, означало бы пойти против истины.

Причины “неликвидных посадок” имеют скорее технический смысл. “Ввоз в страну, продажа и использование нерайонированных сортов должны быть законодательно запрещены! — убежден Эрома Урбан. — Кроме того, при ввозе семян из-за границы зачастую отсутствует паспорт их сорта. А с ним и четкая описательная база этого сорта. В результате хозяйство закупает такие семена, пытается делать их отборы, но действует при этом вслепую, наугад. К тому же западным семенам иногда свойственно давать лишь первый обильный урожай, после чего продуктивность резко падает. Свою роль играет и несовершенная техническая база хозяйств: раздельное хранение семян удается обеспечить не всегда, как и практиковать пневмоочистку комбайнов, препятствующую смешению семян различных сортов”.

На техническое несовершенство обращают внимание и “семеноводческие прокуратуры”, сетуя, что хоть комбайновый парк регулярно обновляется, семяочистительная техника не меняется десятилетиями. “В Лидском районе, пожалуй, лишь хозяйство “Можейково” в прошлом году приобрело новую семяочистительную технику, — вспоминает Ванда Коваленко. — А наша инспекция работает на тридцатилетних машинах. Отсюда и не всегда “чистый” результат”.

 Будущий урожай

Во всех категориях хозяйств в нынешнем году планируется собрать:

  • зерна — 10,9 млн тонн
  • картофеля — 7,6 млн тонн
  • сахарной свеклы — 4,5 млн тонн
  • овощей — 2,2 млн тонн
  • льнотресты — 180 тысяч тонн

Модернизированное решение

Посещая недавно Минский комбинат хлебопродуктов, Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил о необходимости ускорения темпов модернизации в стране, приведя в качестве примера сельскохозяйственную отрасль. Здесь по основным направлениям модернизация практически завершена, отметил глава государства, в этот процесс было вложено немало средств, но и получена солидная отдача: население Беларуси гарантированно обеспечено необходимым продовольствием.

Примечательно, что модернизация и тесно связанная с нею продовольственная безопасность страны — самый надежный заслон и от нежелательного проникновения семенной “некондиции” извне. “Урожайность на наших полях год от года растет, как и уровень самообеспечения Беларуси продовольствием, — пояснил в беседе с корреспондентом “НГ” заместитель министра Василий Казакевич. — Решается и задача стопроцентного удовлетворения потребностей страны в собственных семенах. Все это сведет затронутую вами проблему на нет”.

 Совет читателям “НГ”

Кому “кота в мешке”?

Вопрос качества посадочного материала волнует конечно же и рядовых граждан, особенно садоводов и огородников. “Многое зависит от честности продавца, — говорит Надежда Капичникова. — У нас есть контрольная служба, которая отслеживает всех производителей посадочного материала. У тех, кто зарегистрирован, проверяются ассортимент, качество, наличие болезней, вредителей, карантинных объектов. Тут вопросов не будет”.

Впрочем, признает эксперт, в Беларусь нередко завозят посадочный материал из Украины или Молдовы, а этикетки вешают белорусские. “Лучше всего обратиться за покупкой к государственным производителям, — рекомендует Надежда Капичникова. — Подъехать на опытные станции, в хозяйства, где производят посадочный материал. Там можно не рискуя купить сорт, который есть в реестре, а не “кота в мешке”.

Жодино — Лида — Минск

←Не ўлічылі налічэнні па кожнай пасадзе...

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика