Адресная раскладка

Источник материала:  

Государство не отказывается от взятых на себя обязательств, но планирует усовершенствовать условия предоставления социальной помощи

Как сломать сложившийся стереотип? Какие изменения ожидаются в предоставлении социальных услуг и адресной помощи? Об этом корреспонденту “НГ” рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Александр Алексеевич РУМАК.

В редакцию «НГ» позвонил пенсионер и пожаловался на то, что местные власти не хотят выделять средства на очистку засорившегося колодца. Между тем в райисполкоме сообщили, что на эти цели действительно не предусмотрена финансовая помощь. Тем более что нашему читателю за счет бюджета отремонтировали крышу и поставили новый забор. Когда этот же человек обратился в газету во второй раз с новой просьбой – посодействовать в получении бесплатных дров, я не выдержала и спросила: «А дети у вас есть?». В ответ услышала: «Они живут в Минске, и им самим нужны деньги». Парадоксальная ситуация: родители считают своим долгом помогать детям чуть ли не до тех пор, пока великовозрастные чада сами не станут пенсионерами, в то время как заботу о престарелых обязано взять на себя государство.

— В последнее время часто звучало предложение о необходимости ужесточать ответственность нерадивых детей за своих родителей. Какие меры предполагается принять в данном направлении?

— Да, такая необходимость действительно назрела. Не секрет, что сегодня многие дети пытаются переложить заботу о своих пожилых  родителях на плечи государства. Безусловно, социальные работники готовы оказывать поддержку таким категориям граждан. Но только в качестве помощников, а не постоянной замены. К слову, одной из самых востребованных форм социального обслуживания сегодня являются социально-бытовые услуги, предоставляемые территориальными центрами социального обслуживания населения. Только за последний год число граждан,  воспользовавшихся ими, возросло более чем на 2,5 тысячи и составило 90,3 тысячи человек. Причем 60 процентов из них имеют  трудоспособных детей.

Согласитесь, не совсем правильно, когда одинаковые условия предусмотрены для тех, чьи дети живут на соседней улице или даже в другом городе, и тех, о ком, кроме государства, некому позаботиться. Поэтому мы пересмотрели подходы к предоставлению социальных услуг на дому. Бесплатно они будут оказываться только одиноким малообеспеченным гражданам. Одинокие пожилые люди и инвалиды, размер пенсии которых находится в пределах от одного до двух бюджетов прожиточного минимума, станут получать такую помощь на условиях частичной оплаты — в размере 60 процентов от установленного тарифа. Что же касается тех, у кого есть трудоспособные дети, то для них предусмотрена полная оплата. При этом, отмечу, на данный момент при предоставлении социальных услуг стоимость одного нормо-часа в зависимости от региона составляет от полутора до трех тысяч рублей, а комплексного предоставления социальных услуг на дому в месяц — от 12 до 96 тысяч рублей в зависимости от условий (полная или 50-процентная оплата), объема и кратности такой помощи.

— Аналогичный подход предусмотрен и при оказании услуг в отделениях круглосуточного пребывания территориальных центров?

— Совершенно верно.  За проживание здесь одинокие пенсионеры и инвалиды будут платить 85 процентов своей пенсии, постояльцы, которые имеют трудоспособных детей, — полную стоимость.

Между тем хочу подчеркнуть, что государство ни в коей мере не собирается отказываться от взятых на себя обязательств. Любое решение будет приниматься с учетом конкретных обстоятельств. Когда дети по объективным причинам не могут помочь своим родителям, нуждающихся граждан никто не бросит на произвол судьбы, местные исполнительные и распорядительные органы власти рассмотрят вопросы об оказании социальных услуг на льготных условиях в порядке исключения.

— Чтобы исключить иждивенческие настроения, в Беларуси планируется ввести дополнительные “фильтры” для тех, кто обращается за государственной адресной социальной помощью. О чем в данном случае идет речь?

— Министерство труда и социальной защиты разработало предложения наделить комиссии по назначению ГАСП при местных исполнительных и распорядительных органах дополнительными полномочиями. У них появится право  предъявлять определенные требования к гражданам, которые обращаются за таким видом поддержки. Иными словами, трудоспособным людям  будут предложены  специальные рекомендации, как самостоятельно выйти из сложившейся трудной жизненной ситуации. При повторном обращении за помощью комиссия оценит, как человек выполнил  условия, которые ему были выдвинуты. В том случае, если человек не воспользуется таким антикризисным планом и продолжит плыть по течению, уповая на поддержку со стороны государства, ему будет отказано в социальных выплатах.

Реализация нового, более жесткого подхода позволит усилить адресность социальной помощи, более рационально использовать бюджетные средства и, самое главное, подтолкнет людей к активному участию в решении своих проблем.  Тем более что все необходимые условия для этого в нашей стране созданы. Сегодня количество вакансий превышает более чем в 2,5 раза число зарегистрированных безработных. Причем за последнее время такие предложения качественно изменились. Если раньше требовалась неквалифицированная рабочая сила с низкой заработной платой, то сегодня есть различные вакансии, в том числе и с зарплатой, уровень которой превышает среднюю по стране.

 — Насколько востребована сегодня государственная адресная социальная помощь?

— Хочу сразу отметить, что в нашей стране сложилась разветвленная и действенная система социальной поддержки нуждающихся категорий населения. Граждане, которые по объективным причинам не могут обеспечить себе нормальный уровень доходов, имеют право воспользоваться государственной адресной социальной помощью. В прошлом году ее получили 281,9 тысячи человек на общую сумму 411,6 миллиарда рублей. При этом с 1 апреля прошлого года система такой поддержки была существенно расширена. В ее состав вошли два пособия: обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни и принципиально новое пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников. В связи с этим число граждан, которым в прошлом году предоставили ГАСП, возросло на 6,9 процента по сравнению с 2011 годом, а выделенная на эти цели сумма увеличилась  в 2,5 раза. В итоге различными социальными выплатами было охвачено 40 процентов малообеспеченных людей. Основными получателями ГАСП традиционно являются семьи с несовершеннолетними детьми, они составляют более 80 процентов.

К сожалению, приходится признать, что в последнее время стала наблюдаться не совсем хорошая тенденция. Отдельные люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, привыкают к государственной помощи и рассматривают ее как постоянный источник для поддержания своего материального благосостояния. Они опускают руки и преднамеренно не предпринимают никаких шагов, чтобы исправить то положение, в котором оказались. Некоторые из них регистрируются в службе занятости лишь для того, чтобы иметь право на ежемесячное пособие, при этом регулярно отказываются от различных вариантов трудоустройства и живут только за счет социальных выплат.

Вот один показательный пример. Одинокой маме предлагали более 30 различных вакансий, в том числе повара и продавца. Однако устраиваться на работу она все время отказывалась и приходила за ГАСП в управление по труду, занятости и социальной защите. В первый раз ей назначили помощь на два месяца в размере 1 053 000 рублей, во второй — на один месяц в размере 1 018 000 рублей.

←Рыба и не только

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика