Гостиничный бум к ЧМ по хоккею. Где взять туристов после?
28.02.2013 09:00
—
Новости Общества
Гостиничный бум к ЧМ по хоккею. Где взять туристов после?
До Чемпионата мира по хоккею осталось чуть больше года. И уже сейчас понятно, насколько мощным импульсом для развития туристической инфраструктуры Беларуси станет предстоящий спортивный форум. По предварительным оценкам, нашу страну посетят 20 тысяч гостей из-за рубежа, и это не считая спортсменов и членов делегаций. Чтобы разместить участников и болельщиков с комфортом, в Минске, как грибы после дождя, стали расти гостиницы. Но что будет с отелями, когда наплыв туристов, вызванный чемпионатом, схлынет?
На данный момент в столице работают 28 гостиниц. Они способны принять около 4000 гостей. По словам Юрия Натычко, заместителя начальника управления Мингорисполкома, которое занимается вопросами бытового и гостиничного обслуживания населения, к весне 2014 года в эксплуатацию планируется ввести еще 42 объекта. Кроме того, совсем скоро состоится открытие бывшей гостиницы "Октябрьская", которая благодаря реконструкции превратилась в пятизвездочный "Президент Отель". Найти крышу над головой во время Чемпионата смогут и сторонники бюджетного отдыха: помимо высококлассных отелей в Минске возводятся двух- трехзвездочные гостиницы, уже сейчас работает 8 хостелов, большая часть которых открылась в 2012 году. Однако даже если номерной фонд столичных отелей вырастет в три раза – его все равно не хватит для размещения всех приезжих. Учитывая, что наша страна небольшая, гостям хоккейного чемпионата есть резон останавливаться не только в Минске - чем дальше от МКАД, тем ниже цены на постой, а шансов повидать Беларусь, полюбоваться ее красотами – больше. Как сообщили в Минспорта, в рамках госпрограммы развития туризма в Беларуси на 2011 – 2015 годы предусмотрен ремонт, реконструкция и строительство 17 гостиниц за пределами столицы. Также на время Чемпионата будут задействованы уже существующие санаторно-курортные учреждения и базы отдыха в Минском, Держинском, Воложинском, Жодинском районах. Некоторые иностранные инвесторы решили вкладывать деньги и строить отели ближе к границе. Седат Игдеджи – руководитель сразу двух компаний с турецким капиталом ОАО "Седат Строй" и ООО "Седнат" - сейчас возводит трехзвездочный отель в г.Островец Гродненской области и проектирует два гостиничных комплекса в Полоцке и отель клубного типа в Браславе. По словам Седата Игдеджи, строительство в регионах имеет свои преимущества. Во-первых, участники чемпионата и болельщики, которые остановятся в этих отелях, смогут познакомиться с культурой Беларуси, побывать в памятных местах, при том что от Минска их будет отделять всего полтора-два часа пути по благоустроенной трассе. Во-вторых, эти отели будут востребованы туристами и после окончания мирового первенства по хоккею. И вот он – главный вопрос. Если с регионами все более-менее понятно – действительно, отели тому же богатому достопримечательностями Полоцку или Островцу, в который скоро приедут сотни специалистов атомной энергетики, жизненно необходимы, то что же будет с многочисленными койко-местами в столице после окончания Чемпионата? Юрий Натычко утверждает, что пустовать отели не будут. Конкуренция повлечет за собой снижение цен на проживание. В результате, в гостиницах начнут останавливаться те туристы, которые сегодня, в целях экономии, выбирают частный сектор. Помимо снижения цен (которые сейчас, к слову, могут сравниться разве что с московскими и киевскими), минским гостиницам также следует подумать о четкой специализации – считает зарубежный эксперт Седат Игдеджи, у которого богатый опыт управления отелями в Турции, Германии и Швейцарии. Дело в том, что все столичные постоялые дворы относятся к "городским". Т.е. они предназначены не для длительного отдыха (как, скажем, отели, расположенные на берегу моря или в горах), а, в основном, для краткосрочных деловых поездок. Именно бизнес-специализацию, в таком случае, и нужно развивать. Современный бизнес-отель должен иметь все, что необходимо для ведения переговоров, устройства конференций, комфортной работы "на расстоянии" от офиса. Седат Игдеджи говорит, что сейчас в минских отелях нет достойных конференц-залов, которые были бы большими, комфортными, оборудованными электронными устройствами для синхронного перевода. Для сравнения, в гостинице "Виктория" всего два зала для деловых встреч: на 40 и 70 мест, плюс, конгресс-холл вместимостью 300 человек. А в отеле в Белеке, которым владеет Седат Игдеджи – 14 конференц-залов. Как только в Беларуси появятся бизнес-отели с большими конференц-залами, крупным компаниям больше не придется устраивать семинары и деловые встречи для своих сотрудников за рубежом. А значит, в страну придут деньги. Можно равняться на Хельсинки – международный город конгрессов. Ежегодно столица Финляндии принимает около 100 крупных международных конгрессов, участниками которых становятся не менее 20 тысяч делегатов. Прибавьте сюда национальные и международные семинары, саммиты, корпоративные встречи, выездные заседания и прочие деловые мероприятия и оцените, насколько выгоден данный вид туризма для республиканской казны. Еще одно направление, на которое стоит обратить внимание – выставочный туризм. Но, опять же, для этого нужна соответствующая инфраструктура. Не два выставочных комплекса, как сейчас, а гораздо больше. Также существуют такие понятия, как SPA-отель, отель-казино… Последний вид, кстати, уже востребован туристами. Ведь многие гости нашей страны – это азартные игроки из России.
Зарубежный эксперт рекомендует создавать не только "городские", но и отели, предназначенные для длительного отдыха. Гостиницы такого типа позволят гостям проводить в нашей стране более длительное время, а значит, оставлять здесь больше денег. Конечно, в Беларуси нет ни гор, ни моря. Но существуют другие преимущества, которые нам дает белорусская природа. Так, компания "Седат Строй" планирует построить первый в стране клубный отель на берегу озера Дривяты. Отпуск, проведенный на Браславах, ничем не уступит турецкому: к услугам постояльцев будут комфортные бунгало, рестораны, спортивный комплекс, бутики, парикмахерская, бассейны, теннисные корты, площадки для игры в гольф, боулинг и пляжные развлечения. Вода в крупнейшем озере Беларуси летом прогревается не хуже, чем в Средиземном море, берег песчаный, пологий – идеальное место отдыха для семей с детьми, которые не хотят менять климатические пояса или опасаются длительных перелетов. Лето в Беларуси короткое, а 4-5 месяцев в году и вовсе лежит снег. Поэтому Седат Игдеджи советует развивать зимний туризм: катание на лыжах, зимняя охота и рыбалка… Развитое сельское хозяйство тоже может увеличить туристическую привлекательность страны. Например, в украинской Полтаве регулярно проходят праздники сала, галушек, в Германии – фестиваль тыквы или пива. У нас тоже можно проводить гастрономические праздники: яблочный, картофельный либо день драников, которые увеличат поток туристов. Турция зарабатывает 50 млрд долларов в год на туризме, Испания - 85 млрд, Греция - 15 млрд. И у нашей страны есть потенциал – нужно лишь грамотно его использовать.
Подводя итоги, стоит сказать: нельзя просто строить отели, не думая о том, как они будут использоваться в будущем, после окончания Чемпионата мира по хоккею в 2014 году. И ожидая, мол будет гостиница – будут и постояльцы. Туризм в Беларуси должны развивать сами хотельеры, предлагая гостям Беларуси те услуги, в которых они более всего нуждаются.