Грызть гранит науки станет проще
К 2015 году появится более восьми тысяч дополнительных мест в студенческих общежитиях
Станут ли учителя зарабатывать больше? Кто сможет рассчитывать на денежные поощрения? Когда решится вопрос с жильем для иногородних студентов? Как повысить имидж профессии учителя? Эти и другие вопросы обсуждались на заседании коллегии Министерства образования и Центрального комитета отраслевого профсоюза.
Учитывая международный опыт
Как рассказал заместитель министра образования Василий Будкевич, сотрудники министерства тщательно отслеживают ситуацию на международном образовательном пространстве и учитывают все современные тенденции для обеспечения высокого качества образования в Беларуси. Как результат — Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6 процента), а уровень грамотности молодежи (99,8 процента) является одним из самых высоких в мире.
В мировом рейтинге национального благосостояния, составляемом Британским аналитическим центром по показателям в сфере образования, Беларусь находится на 21-м месте и за последние три года поднялась в нем на две позиции.
Зарплата будет зависеть от личного вклада
По словам Василия Антоновича, бюджет сферы образования позволяет обеспечить стабильное функционирование отрасли. В полном объеме финансируются социально защищенные статьи — заработная плата с начислениями, стипендии, организация питания, прочие трансферты. Однако в сравнении со среднемесячной заработной платой в стране оплата труда педагогов пока еще оставляет желать лучшего. Самая высокая средняя заработная плата педагогических работников — в Минской области (3 миллиона 245 тысяч рублей), самая низкая — в Гродненской области (2 миллиона 882 тысячи).
— Время требует от нас не просто декламации, что нужно поднимать уровень заработных плат на 30—50 процентов, а конкретных ответов на вопрос, откуда взять ресурсы, — прокомментировал министр образования Сергей Маскевич. — Сегодня мы не можем сказать, что в стране на образование выделяется меньше, чем это было десять — пятнадцать лет назад. Самая главная проблема — оплата труда работников, как на уровне учреждения образования, так и района, никак не коррелирует с результатами труда работников.
По мнению министра, заработная плата педагогического работника должна зависеть от его личного вклада в повышение качества образования.
В педагогах нет нехватки
Сегодня система образования не испытывает недостатка в кадрах. По словам Василия Будкевича, за последние два года в учреждениях образования приступили к работе свыше восемнадцати с половиной тысяч выпускников педагогических специальностей. А текучесть кадров в отрасли связана в первую очередь с уходом работников на заслуженный отдых. Во многом улучшению психологической обстановки в коллективах способствуют прописанные в контрактах педагогических работников поощрения и повышения тарифной ставки.
Студенческие новоселья
Рассказывая об укреплении материально-технической базы учреждений образования, заместитель министра порадовал, что за последние два года в эксплуатацию введены 208 объектов образования, активно ведется ремонт и строительство студенческих общежитий. Так, в рамках реализуемого в Минске строительного проекта “Студенческая весна” к 2015 году планируется создать 8140 мест для проживания студентов в общежитиях.
С каждым годом государство усиливает поддержку обучающейся молодежи. По словам Василия Будкевича, уровень стипендиального обеспечения в Беларуси один из самых высоких в СНГ. Сегодня стипендии выплачиваются 90 процентам учащихся дневной формы обучения. За год, в сравнении с декабрем 2011 года, размеры стипендий выросли в 1,35 раза.