Конина в колбасе
Лошадь — животное степное. В азиатских странах пьют кобылье молоко, чаще в приготовленном виде как кумыс, едят лошадиное мясо. Там это привычная картина. Тем не менее конину используют и в Беларуси.
В том же Институте мясо-молочной промышленности специалисты разработали технические условия, на основе которых мясокомбинаты республики выпускают колбасу из конины или с ее содержанием. Это вареные, а чаще полукопченые и сыровяленые колбасные изделия. К примеру, колбаса «казанская», наподобие «краковской» или «тминной», на 78 процентов состоит из конины. У нее особый вкус и пахнет она по-особому, так что не спутаешь ни с какой другой.
Выпускаются изделия из конины в ограниченном количестве. Во-первых, потому что не все мясокомбинаты используют это в своей практике. Во-вторых, у нас нет таких табунов лошадей, которые содержат, скажем, в Казахстане или Татарстане.
По словам специалиста Белплемживобъединения Тамары Дракиной, в республике содержится примерно 90 тысяч голов лошадей разных пород. Большинство из животных рабочепользовательного направления.
Правда, в последние годы увеличилось количество верховых пород, что связано с развитием туризма и досуговых услуг. Но при этом ни коллективные хозяйства, ни население целенаправленно не откармливают лошадей на мясо.
На мясокомбинаты, как правило, сдают тех буланых, что выбраковывают из основного стада. Это, к примеру, молодняк, который по каким-то параметрам не соответствует требованиям верховой лошади. Или животных, прежде используемых в качестве тягловой силы, но не слишком продолжительно.
Однако в любом случае поголовье должно соответствовать определенному стандарту. Скажем, сверхтощую лошадь или безнадежно состарившуюся на переработку не примут. За этим ведется строгий ветеринарный контроль, и виновные в его нарушении могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной.
Наряду с мясокомбинатами переработкой конины занимаются и некоторые производители. К примеру, в СПК «Гервяты» Вороновского района много лет выпускали тушенку из конины.
Мясные изделия из конины, по словам торговых работников, все же находят своего покупателя. В основном за счет тех, кто относит себя к мусульманской вере.
Что касается европейского скандала, то, по словам Алексея Мелещени, вовсе не конина в нем виновата. Европейских потребителей возмущает сама форма обмана, когда за весьма дешевую конину они вынуждены были платить как за более дорогую говядину. Это к слову о надежности и беспристрастности европейского ветеринарного контроля. Там то спохватываются, что допустили на потребительский рынок испанские огурцы с превышением нитратов, то проморгали кенгурятину, которая невесть как появилась на прилавках. Теперь вот достается конине. Но это — совершенно другая история.
Олег ШВЕДОВ, «БН»