Замороженные возможности
![](http://www.21.by/pub/news/2013/02/1361307621927267.jpg)
Пока белорусские замороженные овощи залеживаются на складах, импортные “морозные” витамины в полном ассортименте предлагают покупателям столичные супермаркеты
Практически в каждой торговой точке сегодня можно найти замороженные летние деликатесы и в виде разнообразных овощных и фруктовых смесей. “Суповая”, “Экзотическая”, “Мексиканская”, “Для жарки”... Но определяясь с выбором невольно замечаешь, что аналогичных наборов отечественного производства или совсем нет в ассортименте, или они представлены лишь несколькими наименованиями от частных производителей. Парадоксально и то, что чем крупнее магазин, тем меньше в нем белорусских замороженных овощей.
В одном из столичных супермаркетов возле холодильника немолодая покупательница пыталась уточнить у продавца, почему в наличии только импортные — польские и китайские замороженные овощи, ягоды и фрукты.
— Мы понимаем, что такая экзотика в наших лесах не растет, — кивнула женщина в сторону замороженных ананасов, гуавы и папайи. — Но рядом с ними, посмотрите, клубника, вишня, различное овощное ассорти тоже ведь “замор-ского” происхождения. А ведь в Беларуси в этом году выдался неплохой урожай ягод, грибов, овощей...
Корреспондент “НГ” попыталась разобраться, хватает ли у нас своих замороженных овощей и что мешает им попасть на прилавки магазинов.
“Глусское лукошко” и “Янаўскія ласункі”
Реализация замороженных овощей, ягод и грибов отечественного производства осуществляется в основном в магазинах потребительской кооперации.
— Только в прошлом году организации потребкооперации заморозили более шести тысяч тонн плодово-ягодного и овощного сырья, что на 25 процентов больше, чем в позапрошлом году, — пояснила корреспонденту “НГ” заместитель начальника управления промышленности Белкоопсоюза Татьяна Косякова. — Не первый год работают современные цеха по заморозке ягод и грибов в Глусском райпо, на ЧУП “Молодечненский пищевой комбинат”. В минувшем году реализация инвестиционного проекта по организации производства замороженных овощных смесей в Ивановском райпо позволила переработать овощей в три раза больше, чем за аналогичный период поза-прошлого года. Общая производительность всех специализированных линий составила 2130 тонн в сезон, в том числе в Ивановском райпо — 890 тонн, Глусском — 870 тонн, на Молодечненском пищевом комбинате — 370 тонн.
К слову, цены на витаминную продукцию “Глусского лукошка” или те же “Янаўскія ласункі” не выше, чем летом на свежие овощи, грибы и ягоды.
Почему же не только продукции Белкоопсоюза, но и других отечественных торговых марок не много в магазинах? В чем же причина? И главное, что делать, чтобы ситуация изменилась?
Связанные одним брендом
— Если пару лет назад нехватка отечественной замороженной продукции на прилавках наших магазинов была обусловлена в основном недостаточным ее производством, то сегодня мощности по ее выпуску имеются более чем в двадцати организациях различной формы собственности, — рассказал корреспонденту “НГ” исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии микроклимата и холода Александр Бамбиза. — Ведь продукция наших производителей качественная и экологически чистая. Думаю, для того, чтобы ситуация коренным образом изменилась, необходим отечественный бренд, который мог бы объединить под одной маркой нескольких производителей замороженной продукции.
Не наткнитесь на “сюрприз”
|
Своя марка ближе
Но вот объединяться под одним брендом наши производители пока не готовы. На одном из старейших предприятий Минсельхозпрода КСУП “Брилево”, что на Гомельщине, контроль за качеством начинается с собственных угодий.
— В наших цехах в год выпускается около шестисот тонн быстрозамороженной продукции пяти видов. Потребность отечественной торговли в этом импортозамещающем продукте гораздо больше, — говорит начальник отдела сбыта предприятия Елена Пусева. — Но я не могу сказать, что сегодня этот товар легко реализовать. Если в Гомеле наша продукция достаточно широко представлена на прилавках магазинов, то в Минске она пока не востребована. Но мне кажется, что вряд ли, объединившись с кем-то под одним брендом, мы решим проблему сбыта. Скорее, таким образом потеряем свою индивидуальность. Ведь сегодня торговая марка “Брилево” ассоциируется у потребителей со знаком качества. Видимо, каждый из нас должен самостоятельно, но более настойчиво искать свои пути на рынок. Но и торговля должна проявлять встречный интерес к отечественной продукции.
С этой точкой зрения согласна и товаровед, специалист по замороженным овощам одной из популярных торговых сетей столицы.
— Торговля брала бы на реализацию больше замороженной отечественной продукции, если бы предприятия-производители активнее ее рекламировали, — считает торговый работник. — Те же ягоды и грибы наших лесов котируются у покупателя гораздо выше, чем овощные смеси, которые по составу зачастую не дотягивают до импортных.
Эту проблему не понаслышке знают и в Министерстве торговли, где сегодня много делается для того, чтобы качественная отечественная продукция занимала основное место на прилавках магазинов.
— Для того чтобы завоевать белорусский рынок, предприятия по произ-водству быстрозамороженной овощной продукции должны делать упор на расширение ассортимента, — считает заместитель министра торговли Вячеслав Драгун. — Отечественное овощное ассорти вряд ли может соперничать с импортным по составу. В зарубежных преобладают овощи, которые у нас пока не выращивают в достаточных для широкого производства масштабах.
Возможно, некоторые белорусские производители замороженных овощей могли бы поспорить с такой формулировкой по поводу своего недостаточного присутствия в крупных столичных сетях. Кто знает, может быть здесь присутствует совсем иное обоснование того, что импортная ягодная и овощная продукция пока преобладает над отечественной?
И тем не менее в последние годы в продовольственную индустрию нашей страны внедрено немало технологических усовершенствований и новинок, позволивших не только значительно улучшить качество выпускаемой продукции, но и увеличить ее количество, разнообразить ассортимент. В связи с этим на предприятиях появились и соответствующие службы, в составе которых специалисты, призванные способствовать продвижению товара.
В более тесном контакте с белорусскими производителями необходимо работать и торговле. Оптимальное качество на прилавках, стеллажах и в холодильных камерах отечественной продукции будет свидетельствовать не только о высоком КПД деловой предприимчивости торговых работников, но и о защите интересов нашего рынка и покупателей. Пока, к сожалению, та картина, которую мы наблюдаем, говорит об обратном.
Мнения читателей: Татьяна Гуринович, Молодечно: Антонина Терещенко, Быхов: |