Сегодня — девушка, а завтра — виденье
Чтобы вырезать метровую скульптуру изо льда, мастеру нужно четыре часа
С 1985 года на весь январь китайский город Харбин превращается в ледяную сказку. На площади в 500 тысяч квадратных метров появляются дворцы и храмы из водного стекла. В Беларуси создать такое чудо невозможно — все-таки даже зимой температура у нас не опускается до китайских -38. Но мастера, готовые работать со льдом, есть. Чтобы узнать, чем привлекает их такое недолговечное искусство, а также сколько времени и сил уходит на создание холодных шедевров, корреспондент «Р» отправилась в гости к ледяных дел мастеру из Кричева.
Ледяная гора и мастера пила
Утро. На улице — около нуля. С Дмитрием Добровольским мы встречаемся на площадке спортклуба «Сож», которая на неделю превратилась в рабочий кабинет скульптора. Вокруг непривычная для глаз картина: справа расставлены ледяные глыбы, слева — вырезанные из них фигуры знаков зодиака.
— Готовлю небольшой подарок для местных жителей к городской лыжне, — рассказывает мастер. — По задумке, здесь будет 12 размещенных по кругу знаков зодиака. В центре композицию украсят ледяной Дед Мороз и фигура «всплывающих» над земным шаром солнца и луны. Правда, с погодой не очень повезло. Всю неделю днем около плюс пяти, а для работы со льдом желательно -10.
Кстати, «холодное» увлечение у жителя Кричева появилось еще в 2007 году. Тогда Дмитрий Владимирович, резчик по дереву, увидел по телевизору сюжет о фестивале ледяных скульптур в японском городе Саппоро.
— Как раз был Год ребенка, — вспоминает Добровольский. — И я решил вырезать изо льда женщину с младенцем на руках. На соседском коне привезли во двор несколько ледяных плах, которые я вырезал в пруду возле дома. И через неделю скульптура высотой 1,8 метра была готова.
На сегодня план работы такой: вырезать фигуры Весов, Рака, Скорпиона и Девы. С последней, кстати, мы и начнем.
— Всего, чтобы сделать одну скульптуру, нужно часа четыре, — заводит электропилу Дмитрий Владимирович. — Первым дело вырежем силуэт «барышни». Причем начинать лучше с головы, иначе девушка может получиться непропорциональной.
Глыба, с которой мы будем работать, «склеена» из двух ледяных плах. Высота одной — метр, другой — около 40 сантиметров. Толщина обеих — 35 сантиметров.
— Для работы использую и верхнюю, матовую, часть, и нижнюю — прозрачную, поэтому скульптура получается неоднотонной, — продолжает, не отрываясь от работы, мастер. — В Харбине, например, лед в реке промерзает где-то на метр, поэтому китайские мастера могут себе позволить выбросить матовую часть.
Как-то скульптор попытался сделать лед самостоятельно. Для этого он соединил три полиэтиленовых «рукава», которые используются в теплицах. Воду заливал по 20 сантиметров, чтобы она лучше промерзла. Так за две недели «вырастил» глыбу.
«Склеивается» лед куда быстрее. Гладко нарезанные плахи приставляют друг к другу, и уже минут через 5—10 они смерзаются. Интересно, что некоторые мастера для соединения глыб используют… утюг. Им скульпторы растапливают поверхности, которые собираются соединить.
Растаяли ножки, отвалились рожки
Через полчаса у куска льда появляются голова, плечи, талия.
— Эскизов я не делаю: сюжет зачастую держу в голове, — признается Дмитрий Добровольский, выпиливая руку. — Даже когда в 2009-м сделал на городской площади огромную композицию — зубра и дракона с символом доллара на животе, обошелся без макета. Тогда, кстати, по размерам зубр не уступал живому, а у «зеленого» только одно пузо было в рост человека. Всего на эту скульптуру пошло 10—12 тонн льда и 3 самосвала снега, который свезли сюда со всего города.
Кстати, для теперешней композиции Дмитрий Добровольский заготовил семь тонн льда. Нарезал его из все того же пруда возле своего дома.
Еще час — и глыба превращается в девушку, а мастер — в снеговика.
— Ледяная стружка, как опилки, летит в разные стороны, — шутит Дмитрий Владимирович. — За день работы меняю три пары перчаток. Даже специальные варежки пошил, чтобы не так промокали.
Закончив с грубой частью скульптуры, принимаемся за детали. Глаза, губы, нос прорезаем топором, а ушные раковины — стамеской.
— Топор должен быть наточен так, чтобы снимал на миллиметр стружку карандаша, — учит Добровольский. — Но лед не сильно тупит инструменты, и точить их приходится где-то раз в день.
Неожиданно во время «ювелирной» работы мастер задевает топором часть букета — и ледяная дама остается без цветов.
— Не страшно, — успокаивает мастер, смешивая воду и снег. — На днях из-за плюсовой температуры у Деда Мороза отвалилась рука. Приделал другую. Для этого водно-снеговым раствором приклеил к фигуре кусок льда и по-новому вырезал из него руку. Но спасти скульптуры можно не всегда. Вчера, например, растаяли ножки у Козерога. Барашек упал, оставшись еще и без рогов, так что эту скульптуру я полностью переделывал.
Холодной «шпаклевкой» помогаю приклеить к нашей даме кусок льда. И спустя десять минут она снова с букетом.
Три с половиной часа — и фигура готова.
— Обычно скульптуры стоят где-то до начала марта, — говорит Дмитрий Владимирович. — Надеюсь, похолодает, и наша Дева простоит хотя бы до конца февраля. Радует, что ни одну из моих ледяных скульптур никто ни разу не испортил. Зато люди часто приходят, чтобы с ними сфотографироваться. Значит то, что я делаю, кому-то нужно.
А пока Дева «приживается» на новом месте, мы с Дмитрием Владимировичем беремся за следующую фигуру — Весы. Снова пилим, режем, чтобы из угловатой серой глыбы получить скульптуру. И пусть на земле ледяной знак проживет всего лишь месяц, но в памяти людей и на их фотоснимках он останется на месяцы и даже годы.
Фото: Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА