Дешевое образование не может быть качественным
Образование в современном мире является экономической категорией, непосредственно влияющей на рост ВВП. В Беларуси вклад образования в экономический рост страны мог бы быть более существенным, если бы были пересмотрены приоритеты в системе распределения средств, а акценты смещены с массовости на качество.
1 доллар затрат на образование дает 3-6 долларов прибыли
Белорусский институт стратегических исследований (BISS) и Исследовательский центр ИПМ представили работы «Отдача на образование и оценка человеческого капитала в Беларуси» и «Белорусское высшее образование в межстрановой перспективе» из исследовательского цикла «Человеческий капитал как источник конкурентоспособности и модернизации».
Как отмечают авторы, ранее исследования, направленные на выявление потенциала Беларуси в проведении модернизации и повышении конкурентоспособности страны, были сосредоточены на изучении путей увеличения производительности предприятий и улучшении конкурентоспособности белоруской продукции за рубежом.
Как отметил экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович, в исследовании оценивался потенциал человеческих знаний и умений как основной источник экономического роста государства. Ставилась задача определить, в какой мере человеческий капитал влияет на долгосрочный экономический рост Беларуси и как это влияние может быть усилено за счет увеличения запасов и качества человеческого капитала в стране. Сам же капитал определялся «как набор знаний, умений и персональных характеристик, определяющих способности человека производить добавленную стоимость».
Согласно данным Всемирного банка, 64% роста в странах с переходной экономикой обусловлены качеством человеческого капитала, а 40% валового национального продукта производится за счет развития эффективной системы образования. Считается, что 1 доллар затрат на образование дает 3-6 долларов прибыли. Таким образом, деньги, потраченные на образования, возвращаются сторицей.
С одной стороны, в Беларуси достаточно большие расходы на образование в применении к нашему бюджету, отметил Глеб Шиманович. С другой — существует дисбаланс: высокое финансирование системы среднего образования происходит в ущерб дошкольному и начальному, постоянно снижаются затраты на высшее образование.
Эксперт также констатирует низкий коэффициент соотношения числа учеников на преподавателя в белорусских школах. Соотношение числа учащихся к учителям практически не меняется: в 2012/2013 учебном году этот показатель составил 8,6 (учащихся на одного учителя), в 2011/2012 учебном году — 8,5. На начало учебного года в учреждениях общего среднего образования было открыто 392 класса с одним учащимся.
«Кроме того, — отметил Глеб Шиманович, — высокая доля заработных плат в общем финансировании высшего образования ведет к медленному обновлению материальной базы учебных заведений».
Беларусь могла бы уже процветать
При этом охват высшим образованием в стране является информативным показателем, способным демонстрировать влияние образования на экономический рост. Доля лиц с высшим образованием в сопоставимом возрастном интервале 25-64 года в Беларуси достигает 23,82% (21,33% — у мужчин и 25,0% — у женщин).
По данным ЮНЕСКО, с 1993 года в нашей стране отмечается устойчивый и значительный рост числа граждан с высшим образованием. В 2010 году до 83% молодежи в студенческом возрасте получало высшее образование, что является очень высоким показателем. В 2011 году средний показатель общей продолжительности обучения белорусских граждан составлял 14,5 года.
Однако однозначно говорить о том, что количество переходит в качество, не приходится.
Кандидат философских наук Владимир Дунаев в исследовании «Белорусcкое высшее образование в межстрановой перспективе» отмечает, что в последнее десятилетие в Беларуси сокращается бюджетная поддержка сферы образования. Так, государственные расходы на студента составляют 15% от ВВП на душу населения, в то время как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (сейчас в ОЭСР входят 34 наиболее развитых государства) в среднем — 42%. «Дешевое образование не может быть качественным», — подчеркивает Владимир Дунаев.
Бюджетное финансирование системы образования в Беларуси в 2013 году увеличится более чем на 8,5 трлн. рублей — с 25,9 трлн. рублей в 2012-м до 34 трлн. рублей в 2013-м. Таким образом, в доле ВВП расходы на образование возрастут с 4,9% до 5,5%. По данным Министерства образования Беларуси, государственные расходы на образование в Германии и Польше составляют 5,1%, Литве — 5,7%, Финляндии — 6,8%, Швеции — 7,3%.
Так или иначе, за период с 1995 по 2011 годы в экономике Беларуси существенно снизился удельный вес занятых с общим базовым и более низким уровнем образования (на 5,9% и 11,3% соответственно). Это произошло за счет перераспределения количества занятых в пользу обладающих средне-специальным (удельный вес вырос на 11,8%) и высшим образованием (рост на 5,9%).
Однако Владимир Дунаев настаивает: отдачи от образования в виде значительного увеличения ВВП нет. В рейтинге ООН Беларусь по уровню образованности находится на 26-м месте, а по уровню ВВП на душу населения — на 66-м. Таким образом, эксперт считает, что нашей стране не стоит зацикливаться на своей самобытности, а лучше не упускать время и включаться в европейские процессы, Болонский в частности.
Для этого, безусловно, необходимо предпринимать определенные шаги. Для начала — рассмотреть вопрос соответствия белорусской системы европейским академическим ценностям. Беларусь не выполняет принципы Болонского процесса, такие как академическая свобода, институциональная автономия и общественное участие в управлении высшим образованием.
Дает ли образованность человеку дивиденды?
И все же, что дает в материальном выражении образование конкретному человеку?
Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик отмечает, что, согласно анализу данных за последние восемь лет, люди с высшим образованием зарабатывают в среднем в 2,3 раза больше, чем с образованием не выше 9 классов. «Повышение уровня образования, — говорит эксперт, — от базового до среднего, затем до профтехнического, средне-специального и высшего дает позитивную отдачу при переходе на новый уровень».
Однако опыт последних лет показывает, что массовость высшего образования не способствует улучшению его качества. Даже для государства уже очевидно, что белорусской экономике столько людей с высшим образованием, как готовят вузы, не нужно.
И власти в этой связи предпринимают определенные меры. В Беларуси в 2013 году на 1700 мест сократится прием абитуриентов в вузы на обучение за средства бюджета, в том числе прием на дневную форму обучения урежут на 800 мест. Планируется увеличить нижний порог для участия в конкурсе при поступлении в вузы до 15 баллов по русскому и белорусскому языкам, физике, математике, химии, биологии, до 20 баллов — по гуманитарным предметам. По прогнозу министра образования, в связи с этим в текущем году уменьшится объем приема и на платную форму обучения.
Вице-премьер Анатолий Тозикотметил на коллегии Минобразования, что выпускники и их родители должны понимать, что высшее образование — не самоцель и не единственный вариант обучения: «Важно понять, чем может и готов заниматься выпускник школы в будущем, не нужно поддаваться стереотипам или моде, платить деньги за платное отделение вуза. Можно поступить в ссуз или ПТУ, в более короткие сроки стать хорошим профессионалом и получать нормальную зарплату, а позже, при необходимости, получить и высшее образование».
Идея не нова: чиновники часто обращают внимание на недостатки в системе профориентации, которая пока не в состоянии оказать помощь в решении проблемы нехватки рабочих рук.
Не стоит делать фетиш из высшего образования, утверждая, что всем нужно его получать, подчеркнул Александр Чубрик. Другой вопрос — развитие системы образования: «Естественное развитие системы образования будет давать оптимальный результат. Повышение общего образовательного уровня фактически эквивалентно повышению производительности труда».
По информации Исследовательского центра ИПМ, с 1995 по 2011 годы увеличение уровня образования занятых приносило положительный эффект для экономического роста. «Можно говорить, что до 10% роста ВВП объяснялось повышением образования», — отметил Александр Чубрик.
Казалось бы, такие данные нельзя сбрасывать со счетов экономической и образовательной политики. Ведь они явно демонстрируют необходимость серьезно заняться проблемой качества образования вкупе с включением системы высшего образования Беларуси в европейские процессы. Однако в Беларуси (во всяком случае, на поверхности) — совсем другой тренд.
Елена СПАСЮК