Урок на денежную тему
На интернет-портале Национального института образования выложены программы двух школьных факультативов — “Основы экономических знаний” и “Основы предпринимательства”. Белорусские ученики вправе дополнительно изучать необходимые в современном мире дисциплины с 5-го по 11-й класс.
Как известно, родители могут инициировать введение в школе того или иного факультатива при наличии хотя бы пяти желающих изучать данный предмет в городской школе и троих — в сельской. Корреспондент “НГ” поинтересовалась, какие знания и навыки можно почерпнуть на факультативных занятиях с экономическим уклоном, у руководителя авторского коллектива — проректора БГУ по учебной работе Алексея Данильченко.
— Факультативы разрабатывались по инициативе Министерства образования, поскольку современным школьникам явно не хватает знаний в области экономики и предпринимательской деятельности. Ранее существовали школы и гимназии с экономическим уклоном, затем в этих учреждениях образования экономические знания преподавались в рамках факультативных занятий, но постепенно сошли на нет. По словам Алексея Данильченко, авторы попытались дать систематизированные знания в области экономики с упором на предпринимательскую деятельность. Учащиеся могут познакомиться с базовыми понятиями, категориями и законами из области экономической теории как фундаментальной дисциплины и подробнее остановиться на практических ситуациях, связанных с маркетингом, элементами менеджмента и предпринимательской деятельности.
— Ученик получает достаточные знания во всех областях экономической науки. Он может также определиться, насколько его интересует экономика в качестве будущей специальности. Хотя для воспитания финансовой грамотности необходим специализированный программный модуль.
По словам Алексея Данильченко, сейчас авторы программы факультативных занятий по основам экономических знаний и предпринимательской деятельности разрабатывают научно-методическое обеспечение для учителей, то есть помимо учебных пособий для школьников появятся методические рекомендации для учителей.
— К сожалению, вузы не готовят учителей экономики и предпринимательской деятельности, — говорит собеседник. — Выпускникам только одной специальности в БГУ и БГЭУ — “Экономическая теория” — присваивается квалификация “Экономист. Преподаватель экономических дисциплин”. Мы сталкиваемся с реальной проблемой: в школе не хватает учителей для преподавания экономики, предпринимательства. Система повышения квалификации и переподготовки кадров должна дать возможность получить эти дополнительные знания учителям истории, обществоведения, географии и других школьных дисциплин.
Алексей Данильченко считает, что Министерство образования не сможет изыскать свободные часы для включения предмета по финансовой грамотности в учебные планы школ, но школы должны предоставлять ученикам возможность получить дополнительное экономическое образование. Кстати, в центре системных исследований проблем молодежи экономического факультета БГУ на протяжении семи лет функционирует школа предпринимательства, в которой учащиеся получают знания по основам ведения бизнеса, психологии управления, финансовой и экономической грамотности. По субботам старшеклассники из разных населенных пунктов страны учатся составлять бизнес-планы и открывать собственное дело. Факультет также мог бы заняться повышением квалификации и подготовкой школьных учителей по экономике и предпринимательству.