Работать эффективнее, с учетом интересов и запросов сельчан
Такую задачу Президент страны А.Г. Лукашенко поставил перед кооператорами республики на состоявшемся 8 февраля отчетном Общем собрании представителей членов Белкоопсоюза, в работе которого он принял участие.
Александр Григорьевич подчеркнул, что система потребительской кооперации призвана достойно выполнять возложенную на нее важнейшую социальную функцию — обеспечивать торговое обслуживание сельских жителей, закупать у них все излишки сельскохозяйственной продукции и сырья в полном объеме, организовывать их переработку и поставку в розничную сеть. В настоящее время это одна из самых мощных и авторитетных в стране хозяйствующих структур, в сфере деятельности которой проживает более 3,5 миллиона человек. Таким образом, переоценить значимость потребительской кооперации для нашего общества действительно трудно — она задействована практически во всех отраслях экономики.
Около пятисот участников собрания из всех регионов смогли убедиться в этом в полной мере еще до начала разговора. В фойе Дворца Республики была представлена информационно-выставочная экспозиция с лучшими образцами продукции, заготавливаемой и производимой предприятиями потребительской кооперации, отражающая результаты деятельности основных отраслей потребительской кооперации. Столь отрадные плоды — результат той целенаправленной государственной политики, которая проводится в этой сфере. Не секрет, что на постсоветском пространстве только нашей стране благодаря поддержке Президента и правительства удалось сохранить целостность потребительской кооперации в том виде, в котором она была в советское время.
Именно поэтому Белкоопсоюз на особом счету у государства, и результаты его работы — под особым контролем. За последние годы система потребкооперации сделала, без преувеличения, серьезный скачок в своем развитии. Объективная оценка состояния дел в целом в отрасли и по отдельным направлениям кооперативной деятельности была дана в отчетном докладе председателя Правления Белкоопсоюза Сергея Сидько. Тема большого разговора — итоги работы за 2012 год и задачи по улучшению обслуживания населения и дальнейшему укреплению финансового состояния кооперативных организаций. Прежде всего, отметил Сергей Дмитриевич, значительно улучшилось финансовое положение потребительской кооперации. В частности, за 2012 год получено 459 миллиардов рублей чистой прибыли и 734 миллиарда рублей прибыли от реализации. В течение последних двух лет все организации потребкооперации сработали рентабельно. В свою очередь улучшение финансового положения позволило повысить платежеспособность субъектов хозяйствования, и на начало 2012 года, впервые с 2003 года, удалось выйти на положительное значение собственных оборотных средств в целом по Белкоопсоюзу в сумме 277 миллиардов рублей, а на 1 января 2013 года их наличие выросло до 310 миллиардов рублей.
Вместе с тем, подчеркнул Сергей Сидько, улучшение финансовых результатов работы не должно самоуспокаивать, за общими успехами надо видеть значительное количество низкорентабельных и недостаточно платежеспособных организаций. С целью оптимизации организационной структуры, упразднения излишних неэффективно работающих хозяйствующих субъектов за пять последних лет было реорганизовано свыше 300 райпо, унитарных предприятий, учреждений и обособленных структурных подразделений — 47,3 процента к их количеству на 1 января 2008 года. Эффективность принимаемых управленческих решений очевидна: за 2012 год Белкоопсоюзом обеспечено выполнение всех прогнозных показателей, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь и Отраслевой программой развития потребительской кооперации.
Сергей Сидько проанализировал состояние дел в основных отраслях кооперативной деятельности. Люди судят в целом о потребкооперации прежде всего исходя из собственных наблюдений и впечатлений после посещения торговых объектов. Опросы показывают, что многие магазины, в том числе и в глубинке, отвечают современным требованиям и по внешнему виду, и по насыщению востребованным ассортиментом. Поэтому логично, что руководитель кооперативного ведомства начал с торговли, которая является ведущей не только по своему экономическому потенциалу, но и своего рода лакмусовой бумажкой, формирующей общественное мнение. Сегодня кооператоры обслуживают более 14 тысяч сельских населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, а также 1,5 тысячи населенных пунктов с действующими торговыми точками с численностью населения менее 100 человек. Удельный вес таких поселков в общей их численности составляет 75 процентов, тогда как в них проживает лишь около 17 процентов от всего сельского населения республики. Комментарии, думается, здесь излишни. И сам факт, что потребкооперация достойно выполняет возложенную на нее социальную миссию, — свидетельство эффективности предпринимаемых Правлением Белкоопсоюза мер, направленных на динамичное развитие отрасли.
Вместе с тем определенную озабоченность вызывает тот факт, что в последние годы ухудшились позиции потребительской кооперации в районных центрах. Об этом Сергей Сидько проинформировал участников собрания. По его мнению, основная причина в том, что кооператоры отдают инициативу торговым сетям-конкурентам в крупных и средних городах. В связи с этим будет ускорена работа по созданию вертикально интегрированной системы оптовой торговли — формированию единой логистической схемы, внедрению современных технологий по управлению системой поставок. Это позволит исключить дублирование закупок, за счет централизации обеспечить приобретение товаров у поставщиков по более конкурентным ценам и выгодным условиям. Параллельно будет совершенствоваться практика обслуживания малых населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть. К 2015 году обслуживание жителей таких деревенек будет осуществляться не реже 3 раз в неделю. За 2013—2015 годы предполагается довести количество автомагазинов потребительской кооперации до тысячи единиц.
С учетом современных тенденций в торговле руководство Белкоопсоюза активно и достаточно успешно проводит политику внедрения сетевых принципов с развитием единого бренда «Родны кут». Для информации: на 1 января 2013 года уже функционирует свыше 800 таких магазинов. В течение же трех ближайших лет сетевые принципы будут отработаны во всех торговых объектах потребкооперации. Новыми направлениями станут совместная работа с отечественными предприятиями промышленности по производству товаров под собственной торговой маркой с нанесением знака Белкоопсоюза и передача товаров пайщикам, которая подразумевает предоставление пайщикам райпо возможности приобретать в магазинах потребкооперации необходимый товар по розничным ценам со скидкой до 16 процентов при наличии на карточке либо счете пайщика денежных средств в виде оборотного паевого взноса.
В общественном питании, особенно в преддверии чемпионата мира по хоккею в 2014 году, акцент будет сделан на повышение качества обслуживания транзитных пассажиров путем открытия объектов, предоставляющих комплекс услуг, в состав которых входят кафе, магазин и гостиница. В заготовительной отрасли приоритет по-прежнему будет отдан наиболее полному освоению излишков сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения. Предпринимаемые в этом направлении меры уже дали неплохой результат: за 2012 год населению за сданную продукцию выплачено 1204 миллиарда рублей, или в среднем 530 тысяч рублей в расчете на одного сельского жителя республики. Между тем анализ показывает, что еще не все имеющиеся в отрасли резервы приведены в действие. Работа будет продолжена, и к концу 2015 года объемы заготовок увеличатся не менее чем в 1,5 раза.
Деятельность потребительской кооперации очень многогранная. Сергей Сидько постарался в сжатом виде донести до участников собрания те главные позиции, которые являются основной деятельностью Белкоопсоюза. В частности, были затронуты вопросы укрепления материально-технической базы кооперативной промышленности, переработки плодоовощного сырья, совершенствования внешнеэкономической деятельности, развития пушного звероводства, эффективности капитальных вложений, привлечения прямых иностранных инвестиций и другие.
В ходе обсуждения отчетного доклада председателя Правления Белкоопсоюза выступили и участники собрания, в том числе заместитель премьер-министра Республики Беларусь Русый М.И., а также председатели Минского и Витебского областных исполнительных комитетов — Борис Батура и Александр Косинец. В результате глава государства получил исчерпывающую и объективную информацию о положении дел в системе потребительской кооперации. Сделано, безусловно, многое, но это, конечно, вовсе не означает, что уже можно, что называется, почивать на лаврах. Да и сам руководитель кооперативного ведомства был достаточно самокритичен в оценках.
Что же касается оценки Президента страны, то она была, думается, хотя и жесткой, но объективной. Не умаляя достигнутое кооператорами, Александр Лукашенко акцентировал внимание на тех моментах, которые, как говорится, лежат на поверхности, но почему-то не находят практического воплощения. Основной тезис его требований к кооператорам сводился, по сути, к одному: работать эффективно, с учетом интересов и запросов сельчан. Без потребительской кооперации сегодня трудно представить жизнь села. Кооперативная торговля является, по сути, единственным постоянным источником обеспечения местных жителей продовольственными и непродовольственными товарами, всем необходимым для жизни и производства.
В районных центрах также качество и разнообразие оказываемых услуг во многом определяется работой предприятий потребкооперации.
Именно поэтому результаты работы потребительской кооперации на особом счету у государства.
Александр Григорьевич напомнил присутствующим, что на аналогичном общем Собрании представителей членов Белкоопсоюза в 2004 году критиковал Белкоопсоюз по многим пунктам: за неудовлетворительное финансовое положение, недостаточный рост объемов розничного товарооборота, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, производства потребительских товаров, внешнеторгового оборота, ненадлежащую организацию торгово-заготовительной деятельности. Тогда были поставлены конкретные задачи по повышению качества и эффективности работы потребительской кооперации, дан ряд поручений непосредственно кооператорам, а также присутствовавшим на собрании должностным лицам государства.
По истечении 8 лет большинство показателей, доведенных правительством до Белкоопсоюза, выполняются. Однако проблемных вопросов в деятельности потребительской кооперации достаточно.
В связи с этим Президент обратил внимание участников собрания на те проблемы и тенденции, которые особо тревожат.
1. Сдача позиций на внутреннем потребительском рынке.
Вместо развития торговли и общественного питания распространена тенденция закрытия магазинов на селе. Причем главная причина происходящего — не только убыточность и отсутствие кадров, а кризис современных технологических решений и предприимчивости.
Сейчас рынок необходимо отстаивать и расширять самостоятельно — своим умом и энергичной работой. Нельзя забывать, что именно в обслуживании населения малых деревень и заключается социальная роль потребительской кооперации.
Также следует более энергично развивать торговлю в городах. Чтобы не допустить вытеснения с потребительского рынка городов, необходимо создавать новые торговые объекты как крупного формата, так и шаговой доступности в микрорайонах, на автотрассах.
2. Вторая проблема — качество обслуживания.
В глубинке люди говорят о недостатках в работе сельских магазинов и заготовительных предприятий потребкооперации, непорядках на рынках. Выявляются товары с истекшим сроком годности.
Эту отрасль необходимо привести в порядок в ближайшие сроки.
Кооперативные магазины следует сделать более привлекательными для покупателей как по ассортименту товаров, разнообразию услуг, так и по культуре обслуживания. Магазин на селе должен стать одним из центров общественной жизни.
По-прежнему значительная часть товарооборота складывается за счет реализации хлебобулочных изделий, алкогольных напитков, табачных изделий и сахара.
В то же время в структуре товарооборота невысока доля таких непродовольственных товаров, как одежда и обувь, сложнотехнические товары, мебель. В этой области необходимы существенные доработки. В деревнях жители так же, как и в городе, должны иметь возможность заказать необходимые товары, а потребительская кооперация — обеспечить доставку этих заказов в сжатые сроки.
Следует существенно улучшить торговое обслуживание населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть. А также садовых товариществ, мест массового отдыха населения. Для этого необходимо продолжить приобретение автомагазинов. Каждый населенный пункт должен обслуживаться автомагазином не реже трех раз в неделю.
3. Создание единой системы оптовых закупок.
Это позволит повысить эффективность работы в целом за счет ускорения оборачиваемости товаров, формирования конкурентных цен, предоставления поставщиками более выгодных условий поставки.
По мнению А.Г. Лукашенко, кооператоры по-прежнему выступают как разрозненные покупатели, а кооперативные структуры конкурируют между собой, потому и не могут обеспечить получение товаров от поставщиков на более выгодных условиях. А ведь потребкооперация, по существу, такая же организованная торговая сеть, причем крупнейшая в Беларуси. И это преимущество необходимо использовать.
4. Деятельность заготовительной отрасли Белкоопсоюза.
На прошлом собрании Президент подверг ее критике. Сегодня многое изменилось. За последние 9 лет объем закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у населения в сопоставимых ценах увеличился почти в 4 раза.
За 2012 год населению за сданную продукцию выплачено 1,2 триллиона рублей. Это существенный дополнительный доход для населения.
Однако очевидно, что потребительская кооперация недостаточно использует резервы увеличения закупок от населения, закупая 10 % товарных ресурсов картофеля, 2 % овощей, а также порядка 30 % плодов и ягод.
Что касается дикорастущей продукции, то за 2012 год потребительская кооперация закупила ее 7,2 тысячи тонн. Это составляет лишь около 40 % от общего объема закупок в целом по стране.
Белорусская потребкооперация в 2012 году заготовила 1,8 тысячи тонн клубники. И это при том, что только в одном Дворецком сельсовете Лунинецкого района Брестской области валовой сбор клубники летом прошлого года составил порядка 2,4 тысячи тонн. Это означает, что немалая доля выгодной продукции проходит мимо.
Александр Григорьевич подчеркнул, что задача по обеспечению потребительской кооперацией закупок выращенной населением продукции остается на жестком контроле.
5. Личные подсобные хозяйства.
По словам Президента, это один из ресурсов увеличения доходов населения. Человек должен быть уверен в том, что все, что вырастит на своем участке, он сможет продать. А для этого должны заработать системы заключения договоров, авансирования производства.
Потребкооперации нужно идти к населению, договариваться о выращивании, объемах закупок, цене, заключать договоры, продавать элитные семена, саженцы, осуществлять авансирование и прочее.
Основной резерв в этой работе — охватить не только крупные населенные пункты, но и малые отдаленные деревни.
6. Сохранность продукции в межсезонный период.
Глава государства отметил, что в конце 2011 года в Минске на одном из кооперативных предприятий (ЧУП «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза». — Прим. автора) введен новый склад-холодильник с емкостью единовременного хранения более двух тысяч тонн с разными температурными режимами. Это хорошо. Но такие объекты должны быть в каждой области, чтобы потребкооперация могла круглый год предложить населению высококачественную свежую продукцию.
Необходимо привести в порядок и существующие хранилища.
7. Утрата позиций на рынке промышленной продукции.
Доля организаций потребительской кооперации в общереспубликанских объемах производства промышленной продукции и производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, незначительна и постоянно снижается. Президент констатировал, что за пять лет более чем наполовину снизилось производство колбасных и макаронных изделий, плодоовощных консервов, рыбы и рыбопродуктов. В связи с этим он напомнил о требованиях по модернизации производства, прежде всего кооперативной промышленности.
— Похоже, что в этом вопросе потребкооперация предоставлена самой себе. Нет должной поддержки ни от правительства, ни от местных органов власти, — сказал Александр Григорьевич. — Здесь внимание необходимо акцентировать на создании и развитии мощностей по переработке закупаемой у населения сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, причем с высокой добавленной стоимостью.
По мнению главы государства, крайне недостаточен ассортимент переработанной отечественной дикорастущей продукции, реализуемой в магазинах. Поэтому данному направлению следует уделить приоритетное внимание.
Целесообразно развивать переработку сельскохозяйственной и дикорастущей продукции традиционными методами с сохранением национальной специфики: квашение, соление, мочение, производство кумпяков, «пальцем пиханных» и кровяных колбас, зельцев домашнего изготовления по исконным белорусским рецептам, потребовал глава государства.
Необходимо сохранить и развивать мощности предприятий, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, к примеру, скотоубойные пункты, которые недостаточно загружены и эффективны, но, тем не менее, нужны на селе. Президент подчеркнул, что они должны быть современными и эффективными.
8. Обеспечение роста объемов экспорта.
Поставленная Президентом 8 лет назад задача по обеспечению роста экспорта готовой продукции не выполнена в полном объеме. Как позитивный момент глава государства отметил положительное сальдо внешней торговли, складывающееся в последние годы. Вместе с тем по-прежнему в структуре экспорта преобладает сырье. Это уже недопустимо. На 60 процентов экспорт организаций потребкооперации обеспечивается за счет пушнины.
— Готовая продукция практически не экспортируется, — отметил Александр Григорьевич.
Президент также отметил, что в 2012 году по сравнению с предыдущим снижена экспортная выручка по мясу на 38,6 процента, дикорастущим ягодам — на 14,8 процента, грибам — на 44,4 процента.
— Поэтому я требую пересмотреть подходы к организации экспорта. Это прежде всего касается поставок на экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью — пушно-меховых изделий и переработанной дикорастущей продукции, — подчеркнул Александр Лукашенко.
9. Повышение эффективности работы звероводческой отрасли.
По мнению главы государства, положительная динамика в развитии звероводства, конечно, имеется. Но не стоит забывать, что в ближайшие годы кооператоры должны завершить все необходимые мероприятия по модернизации материально-технической базы зверохозяйств, обеспечить максимальные объемы производства шкурок клеточных пушных зверей высокого качества и пошива готовых изделий из меха для реализации на внутреннем рынке и на экспорт.
10. Общественное питание.
По словам Президента, в общественном питании необходимо сделать упор на модернизацию кондитерских производств, внедрение современных технологий приготовления пищи, развивать объекты, имеющие наибольшую популярность у молодежи, специализирующиеся на блюдах белорусской кухни.
Учитывая значимость дорог Беларуси в международном сообщении, потребкооперация вместе с другими организациями должна более активно развивать услуги на трассах, создавая комплексные объекты придорожного сервиса с полным набором услуг — гостиничные номера, питание, опять же с акцентом на блюда белорусской кухни. «Разумно надо подходить к этому: там, где можно взять деньги, туда надо идти — это принцип торговли» — такова убежденная позиция главы государства.
Как положительный момент Александр Лукашенко отметил тот факт, что в финансовом состоянии потребительской кооперации есть определенная положительная динамика показателей. Но вместе с тем до сих пор не удалось достичь эффективности работы, достаточной для обеспечения расширенного воспроизводства. К примеру, около 80 процентов организаций являются низкорентабельными, более половины — не имеют собственных оборотных средств. Кроме того, 21 потребительское общество сработало с рентабельностью менее половины процента.
Александр Лукашенко потребовал принять комплексные меры, направленные на увеличение объемов деятельности, доходности и на снижение затратности работы организаций Белкоопсоюза. Особенно с учетом того, что 2013 год — Год бережливости.
Потребкооперация обеспечивает значительную часть местных бюджетов, участвует в обустройстве села, создавая производственную и социальную инфраструктуру. «В этой связи, с одной стороны, местная власть должна быть в курсе вопросов, решаемых потребкооперацией, и оказывать ей всяческое содействие. А с другой — более жестко контролировать положение дел в структурах этой сферы, особенно вопросы модернизации, обеспечения сельчан всем необходимым», — подчеркнул Президент.
Александр Лукашенко отметил, что забота о людях конкретного региона — главная обязанность руководителей местных органов госуправления. Уникальность и самобытность потребкооперации заключается в том, что она является поистине народной организацией: «На всех этапах исторического развития главной задачей она ставила заботу о человеке, стремилась сделать его жизнь лучше, оказывая помощь в решении жизненно важных вопросов. Отсюда и поставленные задачи. Это не просто высокие слова, а суть социальной миссии потребительской кооперации».
Александр Лукашенко заверил, что государство и впредь будет оказывать поддержку Белкоопсоюзу, но только под определенный результат. Президент призвал представителей потребкооперации: «Действуйте смелее, агрессивнее. Опережайте коммерческие структуры своими инициативами. Обходите конкурентов более низкими ценами на товары. Уверен, что потребительская кооперация — это та созидательная сила, с помощью которой мы сможем решить многие задачи экономического и социального развития».
Глава государства акцентировал внимание на том, что высказанные на встрече претензии и требования он адресует не только председателю или Правлению Белкоопсоюза, но и правительству, председателям облисполкомов, Минторгу, Минсельхозпроду, «Белгоспищепрому» и «Беллегпрому». «Они имеют к этой отрасли самое непосредственное отношение. Надо принять действенные меры для стабилизации положения и динамичного ее развития», — считает Президент.
Общий контроль за работой потребкооперации по-прежнему остается в компетенции премьер-министра.
Татьяна ВЛАДИМИРОВА, Ольга ХИЖИНКОВА, пресс-секретарь Правления Белкоопсоюза