«Знаменке» дозвонились из космоса

Источник материала:  

Корреспонденту «ЗН» позвонили из космоса. Разговор с космонавтом Олегом Новицким длился около 15 минут, но впечатлений хватило на неделю.

Готовя материал о полете на МКС «Знаменки», которая должна оказаться в руках у космонавта Олега Новицкого 12 февраля, я и подумать не мог, что смогу лично пообщаться с ним. Вроде бы ничего необычного в этом нет, скажете вы. Вот только если бы не одно «но» – Олег Новицкий до сих пор находится в космосе. Когда жена космонавта Юлия написала, что Олег Викторович позвонит мне и ответит на интересующие вопросы, я просто ей не поверил. Но, несмотря на одолевавшие сомнения, я не выпускал из рук мобильный телефон, чтобы не пропустить звонок из космоса.

«Знаменке» дозвонились из космоса
Через день после разговора с Юлией, ближе к обеду, из моего мобильника зазвучала знакомая мелодия. На дисплее высветился двенадцатизначный номер телефона, совершенно не похожий на белорусский.

– Николай? – услышал я в ответ на свое «алло». – Это Олег Новицкий беспокоит, – добавил незнакомый голос.

– Прямо из космоса? – недоверчиво спросил я.

– Да, не удивляйтесь, – ответил космонавт, явно ожидая от меня такую реакцию. – Мы звоним на Землю через спутник, сигнал с которого идет сначала на Хьюстон (США), потом на Москву и только затем по абонентам. А вместо телефона у меня наушники с микрофоном, подключенные к компьютеру.

Из дневника Юлии Новицкой

«Когда я кому-то рассказываю, что Олег звонит мне из космоса, большинство поначалу не верят, думают, что разыгрываю. А наши друзья, когда Олег им первый раз звонит оттуда, тут же перезванивают мне и начинают взахлеб рассказывать о том, как происходил разговор. Многие признаются, что даже не представляли, что из космоса можно вот так запросто взять и позвонить».

Быстро собравшись с мыслями, я начал расспрашивать Олега Викторовича о его космических буднях.

– Расскажите об опытах, которые экипаж проводит на МКС.

– Одноразовых опытов у нас нет – они все долговременные. Эксперименты мы выполняем с определенной периодичностью, которую нам задают наземные разработчики. Вот сейчас, допустим, у нас в работе сразу несколько экспериментов. К примеру, физиологические исследования, которые проводятся в период активной деятельности – во время занятий физподготовкой.

Также планируется провести много экспериментов по экологии, связанных c дистанционным зондированием Земли и с негативными воздействиями человека на окружающую среду. О результатах наблюдений мы сообщим нашим постановщикам экспериментов, которые, обработав их, смогут как-то воздействовать на некоторые предприятия.

Также мы проводим достаточное количество экспериментов по психологии, показывающих изменения психологического состояния космонавта в определенные периоды – в начале полета, в конце и т. д. Это где-то пятая часть из общего числа тех экспериментов, которые проводятся сейчас на борту станции.

– За время полета случались какие-нибудь не-ожиданные или опасные ситуации?

– Наверное, особо опасных ситуаций с нами не происходило. Случай сближения с космическими обломками был всего лишь один раз. На Земле это своевременно отследили и вовремя подкорректировали орбиту станции.

А вот срабатывание датчиков дыма однажды стало настоящей неожиданностью. Вообще, это очень серьезная ситуация. Но в нашем случае была ошибка системы, сработавшая на пыль. Видно, на контакты датчика попала соринка, и он отреагировал как на ухудшение прозрачности воздуха. Мы отработали эту ситуацию согласно бортдокументации, сообщили Земле, и, в принципе, все прошло довольно гладко.

– А инопланетян случайно вы не видели?

– Лично мне увидеть или встретиться с ними не довелось. Я думаю, что если они и существуют, то где-то очень далеко.

– Олег Викторович, ваши ожидания от первого полета в космос оправдались или нет?

– Мои ожидания в чем-то оправдались, а в чем-то нет. Например, реальные ощущения превзошли те, которые я ожидал. Я думал, что адаптация к невесомости пройдет у меня намного легче. Но оказывается, что зависимость человека от земного притяжения очень сильная. Приходится свой организм немного «Знаменке» дозвонились из космоса«ломать», потому что первое время он не понимает, где находится и что с ним происходит. Воздействие факторов космического полета очень сильно сказывается на организме человека.

Есть и неожиданные ощущения. К примеру, пытаться спать в условиях микрогравитации можно по-разному – вниз головой, на спине, на боку, на животе – не имеет значения. Но у меня всегда присутствует ощущение, что я сплю на боку. Это очень интересно… Просыпаясь, я понимаю, что нахожусь в невесомости, но организм мне отдает команду, что я сплю на боку и мне нужно перевернуться. Вот так с организмом по утрам и боремся.

Из дневника Юлии Новицкой


«Кстати, Олег в космосе вырос на три сантиметра и похудел на несколько кг. А еще сказал, что у него кожа на лице стала намного мягче. Представляете?! Мечта любой девушки и женщины! А если еще вспомнить, что там любые тяжести ничего не весят, то понимаешь, что у невесомости есть свои плюсы, хоть и небольшие».

– А еще я не ожидал, что рассматривать нашу планету с такой высоты будет настолько захватывающим делом, не думал, что это так может заворожить человека. Это не передать словами – это нужно видеть своими глазами. Я могу часами наблюдать из иллюминатора, как подо мной проносятся континенты, океаны, страны… Это просто поразительно!

– А не хочется уже вернуться домой?

– Если честно, то домой хочется уже давно. Это желание наступило, когда организм адаптировался, понял, что такое невесомость, и начал скучать по земному притяжению и тем земным ощущениям, которых здесь нет. Очень хочется почувствовать опору под ногами, сходить в лес, в баню. А еще я очень хочу проехать на машине.

Из дневника Юлии Новицкой


«Олег пожаловался, что очень соскучился по езде на машине. Я ему как раз рассказывала, что израсходовала почти всю летнюю солярку и поеду заправлять зимнюю. Летнюю же пока не заливаю, а то придется потом наматывать круги, чтобы израсходовать ее. На что Олег мечтательно так протянул, что он бы понаматывал круги.
Я ему тут же предложила выход из положения. Когда в следующий раз поеду за рулем, возьму с собой Яночку,
чтобы она записала меня на видео и сфотографировала, а мы ему потом через ЦУП передадим все это на борт. По-моему, здорово придумала!»

– Как вы проводите свободное время на МКС?

– У нас его практически нет. Есть время на отдых в субботу и воскресенье. Но, например, в субботу полдня уходит на плановую уборку станции. А в оставшееся время мы фотографируем, делаем видеозаписи, просматриваем прессу, которую нам присылает группа психологической поддержки, звоним домой…

Из дневника Юлии Новицкой


«А сегодня Олег позвонил в тот момент, когда мы с дочкой наводили порядок в квартире. Я, естественно, поинтересовалась, как там у них проходит уборка. Оказывается, процесс не очень-то сильно отличается от нашего, земного. Они используют влажные полотенца, салфетки, обработанные специальным раствором, и пылесос. Кстати, во время уборки космонавты иногда находят что-то из пропавшего – если какую-то вещь не закрепить, например, при помощи липучек или резинок, то она «исчезает». Так, недавно они нашли пряник, видно, улетел во время завтрака или ужина».

 «Знаменке» дозвонились из космоса

– А чем займетесь, когда вернетесь на Землю?

– В первую очередь все космонавты проходят курс реабилитации, который длится около 21 дня. Потом будет послеполетный отдых. Это обязательно поездка в санаторий, массажи, полное восстановление организма. А потом, скорее всего, медкомиссия. Врачи оценят состояние моего здоровья и, наверное, опять подготовка, полет…

Конечно, обязательно съезжу в Червень – к маме, друзьям. Скорее всего, это будет в мае. Думаю, что до этого времени я успею восстановиться. Домой, конечно, уже хочется…

Николай МАЧЕКИН, «ЗН», фото из архива Олега Новицкого
 

←Следователи изучают причины ЧП с гибелью слесаря-сантехника в Минске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика