Люди и «цифра»
И правда: зачем выплачивать артисту гонорары, создавать особые условия для работы или терпеть его капризы, тогда как цифровой дублер может денно и нощно «трудиться», не споря с режиссером и не выбиваясь при этом из канвы сюжета?
Научный прогресс мы можем оценить в том числе и по стремительно уходящим в прошлое профессиям. Скажем, вчерашняя машинистка вместе со своей пишущей машинкой — уже архаизм. Специальные компьютерные программы сегодня помогают выполнять сложнейшие архитектурные расчеты и тем самым экономить на чертежниках. Наверняка не все школьники знают о таких профессиях, как бондарь или скорняк. Да и в целом о старинном сельском быте имеют слабое представление. Чтобы восполнить этот пробел, предприниматель Сергей Хмельницкий несколько лет назад решил воссоздать в Могилеве деревню «прошлого». Самым сложным оказалось подыскать для нее ремесленников, особенно бондаря.
Что интересно: даже те профессии, на которых и сейчас можно неплохо заработать, почему-то не в почете. Например, могилевский мастер по ремонту зонтиков и кожгалантереи Михаил Данилович, считай, единственный специалист на всю область. Шутит, что клиенты не разрешают ему пойти на заслуженный отдых: кто же тогда будет зонтики чинить? Опытные граверы тоже на вес золота. И к наладчикам швейных машинок люди в очередь выстраиваются. Было время, народ массово покупал наряды на базарах, так что даже опытные портнихи поставили свои «Зингеры» или подольские машинки в чуланы. Но, натешившись дешевыми платьями и костюмами из «стеклянных» тканей, красавицы вновь задумались об индивидуальности. Однако выяснилось: запылившиеся швейные машинки нужно реанимировать, а наладчиков, увы, не найти. Они за это время успели переквалифицироваться!
В «красную книгу» спокойно можно занести профессию шорника. А ведь лошади-то в деревнях не перевелись! Да, «амуницию» для коня можно купить в магазине, но ведь ее нужно подогнать по размеру, а это уже проблема. В большом дефиците клеевары, кузнецы, настройщики музыкальных инструментов. Даже дровоколы!
— Мы многое теряем из-за своей лени, — считает председатель Михеевского сельисполкома Дрибинского района Виктор Жук. — Я по образованию ветеринар, но могу на тракторе пахать, топорище смастерить или черенок для лопаты выстругать. Представьте себе, что овец сегодня держу один в округе! Говорят, иметь хозяйство нынче невыгодно. А я думаю, это попытка оправдать собственную лень. Так и коров можно разучиться доить — а зачем, если есть машины? Жалко, что вместе с профессиями исчезает частичка души народа, его самобытности. Старики уходят, и каждый мог бы чему-то научить, что-то передать. Только вот перенимать их умение никто особенно не спешит.
В последнее время многие стали замечать: мода на народное мастерство возвращается. И, возможно, мы поторопились выбросить бабушкин ткацкий станок или глиняный «гарлач». Так же, как и списать в «утиль» некоторые профессии. Технический прогресс — это, конечно, здорово, однако ремесло в руках еще никому не повредило! И, наверное, то, что Интернет сегодня просто пестрит советами — как самому прибить гвоздь, дать новую жизнь старому комоду или вышить картину крестиком, — можно отнести к положительной тенденции. Если некоторые профессии есть в «оцифрованном» виде, всегда остается надежда, что найдется тот, кто реализует их в реальности.
Светлана МАРКОВА, «БН»