Мировая зеленая неделя
ПРЕЖДЕ чем зайти в огромный выставочный центр в столице Германии «Messe Berlin», мы без труда отыскали среди национальных символов 67 стран мира белорусский национальный флаг. Лично я, как любой патриот, хотел начать знакомство с 78-й Всемирной выставкой сельского хозяйства и продовольствия «Grune Woche Berlin 2013», естественно, с белорусского павильона...
ДЛЯ того чтобы припасть к родным истокам, пришлось очень долго пробираться через любовно и зрелищно обустроенные экспозиции других собратьев по планете. Оно и понятно — у всех свои, патриотические, амбиции. Правда, эти «тернии» не показались мне жестокими, хотя иногда приходилось передвигаться в сплошном людском потоке, который плавно перетекал из одного павильона в другой. Но эти «неудобства», пожалуй, не замечал никто, потому что всеми, и мною в том числе, двигало неодолимое любопытство — посмотреть за один присест и в одном месте почти на всю продовольственную и экологическую планету. Ведь, как известно, на выставку, тем более такую — уникальную в своем роде во всем мире, — везут самое лучшее и передовое, а еще — самобытное и национальное.
Так что в «долгой дороге домой» в далеком Берлине я, как и все участники нашего семинара, находили много исключительных — созерцательных и вкусовых — удовольствий.
Здесь все можно потрогать, попробовать, обо всем спросить, почти все купить и даже совершить сделку — от небольшого бутерброда, кружки пива и 20-граммового «дринка» до заключения серьезных торговых контрактов.
Надо ли говорить, что к полудню в павильонах выставки, кажется, толпилась уже половина Берлина, не считая гостей и самих участников. Не знаю как в другие дни, а во время нашего посещения из берлинцев в частности и немцев вообще я особо выделял людей старшего и пожилого возраста. Просто они, мне кажется, преобладали среди коренного населения, с удовольствием проводящего время у экспонатов разных стран. Не открою ничего нового, если скажу, что именно они составляли большинство и на многочисленных застольях — с непременной кружкой или бокалом пива, вкусной едой и неспешной беседой. И впрямь — куда им, в отличие от нас, спешить, если «Зеленая неделя» длилась дольше семи дней (с 18 по 27 января), а берлинские квартиры относительно недалеко! Кто-то из нашей делегации, полушутя-полусерьезно, назвал все это зрелище всемирной пирушкой или планетарной дегустацией…
Впрочем, это только внешняя, видимая и самая, надо полагать, популярная «часть» огромнейшего выставочного айсберга. Вторая, пусть не столь массовая, но заметная группа посетителей — деловые люди, которые участвовали в презентациях, вели переговоры, подписывали контракты…
Одним словом, описывать все это бурлящее и масштабное зрелище — дело неблагодарное. Да я и не буду. Это надо видеть — либо самому, либо хотя бы по телевизору. Могу предложить лишь несколько фото из отснятых сотен сюжетов. Из самых ярких впечатлений — голландское всамделишнее море живых цветов, немецкое пивное изобилие, украинские борщи под «хреновуху» и кухня соседей вообще, российский размах — с икрой, лососем, каруселью и водкой всех, по сути, ее регионов. И многое, многое, многое еще. Но — учтите — это всего за каких-то шесть-семь часов, отведенных нам по программе на знакомство с выставкой.
ВДРУГ, как земля Санникова, открылись нам белорусские стенды в павильоне, который делили между собой несколько стран. Мы очень, конечно, обрадовались землякам. А встретил нас белорусский ансамбль «Терница» белорусскими же песнями и танцами. Встретил так, как встречали народные артисты всех посетителей — искренне, от души, в живописных национальных костюмах. Руководитель коллектива Иосиф Нестерович представил троих участников ансамбля — Надежду Рыбко, Екатерину Ерохович, Ольгу Канкалович. Им четверым, только части самобытного коллектива, доверили завлекательную часть презентационной программы. Нашим артистам эта миссия явно удалась: посетители охотно кружились вместе с ними в хороводах и даже подпевали — каждый на своем языке.
Из отечественных предприятий — ликеро-водочные и конфетные заводы «Белгоспищепрома». Их дегустационные прилавки, понятное дело, имели успех. Но держались все по отношению к единственному представителю белорусской прессы по-разному. И Брестский, и Климовичский ЛВЗ, точнее, их представители с удовольствием ответили на мои вопросы, продемонстрировали интерес к продукции посетителей.
А вот минский «Кристалл» явно заподозрил в корреспонденте «БН» вражеского лазутчика и всячески скрывал тайну бренда и коммерческие цели присутствия на всемирной выставке. Никто из тех, с кем доводилось беседовать на этой мегапрезентации, пусть даже на разных языках и с помощью переводчика, не отказал в интервью — наоборот! А двое минских виноделов, стоящих за прилавком в Берлине, кроме самоуверенного заявления о том, что их продукция и сегодня лучшая в мире, не проронили, по сути, больше ни слова, сославшись на отсутствие своего руководства…
Но я все равно с удовольствием и пользой провел около часа на других стендах под белорусским флагом. И наблюдал неподдельный интерес посетителей к нашей стране.
Главный инженер Климовичского ликеро-водочного завода Александр Напреенко в интервью «БН» акцентировал разговор именно на евросоюзовском рынке, куда вхожа их продукция. Оказывается, только у этого предприятия есть лицензия на право торговать на западной территории в розницу.
Много встреч случилось в тот запоминающийся день у нашей аграрной группы, и носили они, конечно, характер не только чисто личных впечатлений. В частности, в конструктивном диалоге прошел дипломатический раут переговоров между руководством Белорусского крестьянского совета в лице его ответственного секретаря Леонида Матусевича с немецкими партнерами: Вольфгангом Шерфке, управляющим делами Крестьянского союза, Манфредом Меммертом, председателем правления Союза поддержки сельских территорий «ПРО-АГРО», Гансом-Рюдигером Шубертом, начальником отдела развития Министерства инфраструктуры и сельского хозяйства земли Бранденбург. Немецкие коллеги вообще устроили очень теплый прием нашей делегации. Кстати, господин Шерфке ответил и на вопрос корреспондента «БН» о том, с кем еще, кроме Беларуси, у них наладились подобные контакты. Впрочем, об этом — в последующих репортажах об итогах учебы-семинара в Польше и Германии…
КОГДА вся наша группа собралась к вечеру большого выставочного дня в своем автобусе, чтобы поехать на трехчасовую экскурсию по Берлину, включая рейхстаг, впечатлений было на целый поезд. Мы еще раз убедились, что мир — такой интересный и разный, даже если попытаться познакомиться с ним за один световой день. Особо уникален, пожалуй, наш огромный, прогрессивный, говорящий на разных языках, но делающий одно общее большое дело — кормящий планету — агромир…
Сергей МИХОВИЧ, «БН»
Фото автора
Минск — Берлин — Минск
АВТОРСКАЯ СПРАВКА
Целевая аудитория выставки International Green Week — покупатели, представители пищевой индустрии, оптовые и розничные продавцы, импортеры сельскохозяйственной продукции, а также представители СМИ, науки и власти. Все товары международной выставки разделены на следующие категории:
- Продукты питания
- Свежие продукты
- Пиво, вино и спиртные напитки
- Мясные и колбасные изделия
- Морепродукты
- Чаи, травы и специи
- Оборудование и машины для сельского хозяйства и садоводства
- Семена
- Оранжереи, теплицы и садовые принадлежности
- Племенной скот
- Кухонные приборы и техника для дома.
Статистика выставки International Green Week:
2012 год
В январе 2012 года в «Зеленой неделе» приняли участие 1624 экспонента из 56 стран мира. Ярмарку посетили 420 тыс. человек, из них — порядка 100 тыс. специалистов. Общая выставочная площадь составила 115 тыс. кв. м. Глобальный агропромышленный форум в 2012 году посетили высокопоставленные специалисты, включая почти 70 министров сельского хозяйства и 500 руководителей компаний.
2013 год
Green Week Berlin-2013, несмотря на снежную погоду, собрала около 407 000 посетителей. Еще одной вехой в 87-летней истории выставки стало участие 1630 экспонентов из 67 стран на площади 115000 кв. м. Впервые за 30 лет выставку посетила канцлер Германии Ангела Меркель.
Как уже сообщала «БН», заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Василий Павловский принял участие в церемонии открытия «Зеленой недели», в Берлинском саммите министров сельского хозяйства.
Посетители потратили в среднем по 113 евро на каждого, это больше, чем показатель прошлого года (111 евро).