Гулять во дворе — опасно для жизни?
Безопасность малышей и стариков — вопрос совести водителей, до которой пока жители дома № 35 на улице Карастояновой в Минске не могут достучаться
После гибели ребенка под колесами автомобиля прямо во дворе школы тема безопасности детей стала одной из самых обсуждаемых в столице. Не остались в стороне и наши читатели, поделившись с газетой волнующей их проблемой.
Кто виноват?
Дому № 35 на улице Лили Карастояновой в центре Минска почти пятьдесят лет. Двор дома представляет собой проезжую часть шириной четыре метра, тротуар при ней отсутствует. Пешеходы ходят там же, где ездят машины, здесь гуляют мамы с колясками и пожилые люди, бегают дети. Утром и вечером дорога вдоль пятиэтажки напоминает оживленную улицу. Жители дома требуют закрыть дорогу — перекрыть по диагонали от бордюра к бордюру. Но жалобы и письма в разные инстанции пока не дают результата. Жильцы обращались в ЖЭС, ГАИ Центрального района, Минский горисполком. Теперь с этой проблемой семья Загорских обратилась в “Народную газету”.
— В прежние годы въезд во двор с улицы Земледельческой был перекрыт, — рассказал Валерий Загорский. — После реконструкции улицы Земледельческой ЖЭС-27 восстановил перекрытие между домами 42 на улице Гая и 35 на улице Карастояновой. Позже заграждающие конструкции были убраны, и через наш двор пошел поток машин с Гая, Земледельческой и Карастояновой.
После рассмотрения обращения, направленного в УП ЖЭС-27 ЖРЭО Центрального района Минска, жильцы получили официальный ответ: “После закрытия проезда возникли помехи для проезда специального автотранспорта (скорая помощь, МЧС, забор контейнеров с отходами). На пути проезда пожарных машин к жилым зданиям не допускается размещать какие-либо ограждения”. Между тем, выразила общее мнение жильцов мама трехлетнего Алеши Екатерина, заграждение не дает возможности сквозного проезда для машин с ближайших улиц, остальные проезды остаются открытыми для подъезда спецавтотранспорта к дому. В ЖРЭО же, ссылаясь на документ “Строительные нормы проектирования”, настаивают на необходимости “предусматривать возможность доступа пожарных автолестниц в любую квартиру или помещение”.
Что делать?
— Подобных обращений к нам поступает немало, — прокомментировала ситуацию старший инспектор пропаганды и обучения Центрального РОЧС Ольга Котова. — Но согласны ли ждать граждане, которые ратуют за перекрытие проезда, если горит их квартира, а сотрудники МЧС убирают бетонные блоки или петляют по дворам? Подобная ситуация может повлечь за собой гибель людей. Спасатели просчитывают самый короткий маршрут, и МЧС штрафует ЖЭСы, если по маршруту наикратчайшего следования возникают неожиданные преграды. Не так давно на пути пожарной машины к месту пожара стояли строительные краны, и это задержало спасателей. Счастье, что в горящей квартире не было людей, могли бы быть жертвы.
Получается, что по-своему правы все заинтересованные стороны. Но проблемы это не решает.
— Действительно, утром на Орловской пробки, а через двор 35-го дома можно объехать пробку и выехать на Долгиновский тракт, — сказал директор ЖЭС-27. — Проблема не стояла бы так остро, если бы ГАИ изыскало возможность поставить рядом со знаками “Движение запрещено” при въезде с Карастояновой и Гая таблички “Только для жильцов домов №...” и периодически организовывало бы там посты.
В отделе ГАИ Центрального района убеждены, что табличка ничего не изменит, поскольку установленные знаки “Движение запрещено” как раз имеют в виду исключение для транспортных средств, обслуживающих граждан или принадлежащих гражданам, проживающим и работающим в обозначенной зоне. Правда, в октябре отделом ГАИ Центрального РУВД Минска был организован периодический контроль соблюдения Правил дорожного движения на территории, прилегающей к дому № 35 на ул. Карастояновой. И поток автомобилей через двор сразу значительно уменьшился. К каждому дорожному знаку сотрудника ГАИ не поставишь, сетуют в Госавтоинспекции. И что же, получается, что вопрос безопасности малышей, проживающих в домах между улицами Гая и Карастояновой, остается исключительно вопросом совести водителей?
Проблема, с которой обратилась в газету семья Загорских, типична для больших городов, особенно это касается старой застройки. Возможно, ЖЭСам, ГАИ, МЧС, представителям администраций районов стоит сесть за стол переговоров и найти решение. Например поставить в таких дворах шлагбаумы, ключ от которых будут иметь представители экстренных служб. Обеспечить безопасность детей может и ужесточение мер ответственности водителей за нарушение требований запрещающих дорожных знаков. Наказание рублем — действенный стимул к повышению сознательности.