Как будем платить за проезд: "В смарт-карту надо бы электрошокер встроенный"
На днях газета "СБ. Беларусь сегодня" разместила материал, посвященный перспективам автоматизированной системы оплаты в городском наземном транспорте, а также контролю проезда. Ранее тема не раз поднималась на круглых столах, пресс-конференциях, однако явные очертания решения вопроса стали появляться лишь теперь: пилотный проект системы уже успели продемонстрировать председателю Минского горисполкома Николаю Ладутько.
Проездной документ заменит бесконтактная смарт-карта!
Точно так же, как и при оплате услуг мобильной связи, ее баланс нужно постоянно пополнять. Не только в киосках и точках, которые еще предстоит оборудовать, но и, как планируется, в специализированных терминалах. Никаких турникетов! Чтобы оплатить проезд, карту достаточно будет поднести к специальному устройству в салоне - валидатору.
Казалось бы, в идее нет ничего плохого. Положил деньги на карточку и поехал себе, куда глаза глядят, пока лимит не исчерпается. Говорят, кое-где в Европе так уже давно делают, но насколько это необходимо нам, привыкшим к талончикам и "заячьим" бегам? Неужели в столице нет более глобальных поводов для вложения капитала?
Но главное заключается не совсем в этом. Больше всего читатели OPEN.BY волнуются за то, что карточки помогут спецслужбам следить за интересующими их гражданами, мол, теперь абсолютно все, даже самые добропорядочные жители Минска, будут ходить под прицелом.
- А если еще карты по паспортам продавать да жучки в них встроить..., - додумывает грядущие перспективы наш читатель rtti.
- А еще в смарт-карту надо бы электрошокер встроенный. Не заплатил за проезд - получи дыню! - затрагивает больную "заячью" тему чэсны.
Кстати, напомним: планируется, что эта современная электронная технология заменит и традиционные компостеры, и кондукторов. Зато контролеров станет больше. Теперь им уже не придется сравнивать, какой узор и сколько дырок на талончике, не пытался ли хитрец-пассажир пробить его второй раз. Проверяющих оснастят ручным считывателем бесконтактных проездных. Обмануть такую систему, пожалуй, невозможно. Так что имидж города, в котором, по ностальгическим рассказам туристов, до сих пор можно кататься "зайцем", сразу рухнет.
Вот vasekvasek, например, уже забеспокоился:
- Так а зайцы останутся или как, если турникетов нету?
За какое "бабло"?
Оснастить транспорт и контролеров необходимым оборудованием, выпустить карточки, фактически полностью перевоспитать пассажиров, - задача не из легких ну и, конечно, весьма затратная. Волнения минчан неудивительны...
- Главное сделать так ,чтобы человек знал, сколько и за что он платит, - справедливо считает petro .- В новой системе станет больше контролеров, и их обреют налысо, чтобы пассажиры не таскали за волосы, - иронизирует Пассажир, по всей видимости, вспоминая нашумевший скандал.
Валентина задает конкретные вопросы, на которые необходимо ответить:
- А сколько понадобится бюджетных средств на установку и обслуживание этого новшества? И когда оно окупится? А потом будут опять говорить, что транспорт себя не окупает. Повторение той же песни, когда сначала строили ледовые дворцы, а теперь модернизируем предприятия.
X_Mit намекает уже на другую проблему - город перегружен авто!
- Езжу паўгорада на транспарце. Калі зробяць аплату у залежнасці ад адлегласці - прыйдзецца перасесці на аўто.
- Выгоднее будет сделать общественный транспорт бесплатный, чем устанавливать все эти девайсы и содержать кучу контролеров. Но у нас, как обычно, лишь бы какой-нибудь кисель замутить.
Противоположное мнение, или А чем плохо?
Некоторые читатели OPEN.BY начинают вспоминать кусочки мира, где уже ввели такие карты.
- Судя по описанию, очень похоже на лондонскую систему, - пишет critic. - А та реально удобна. Удобно пользоваться, удобно платить. Покрывает метро, автобус и речной трамвай. Не создает очереди на вход.
- Дык и в Питере то же самое, удобно согласен, - поддерживает naxon, но сразу оговаривается. - Только тут от расстояния не зависит стоимость. Покупаешь проездной и на всем наземном транспорте катаешься месяц без ограничения.
Данет "отправляет" форумчан к немецкому опыту:
- Эк как зайцы разволновались! А вот почему я, покупая проездной, должен оплачивать катание вот таких обормотов? А чем плохо-то? Нужно ездить - пополни счет на карте. Хочешь подешевле - оплати заранее за месяц/полгода/год. Ах, зайчишкам платить за проезд не хочется? Ну так платите за "бесплатный" проезд. В Германии это стоит 300 евро. А если какой зайчик воспротивится, то через суд до 5000 евро с очень нехорошей меткой в личном деле. Ах да, я и забыл, что тутошним не по нутру "отслеживание" зайцев с помощью чипов.
Я так думаю вспоминает историю:
- Почему Вы привели в пример Германию нынешнюю? Лучше - Третий рэйх, там за бесплатный проезд расстреливали. Это еще проще, гуманнее и эффективнее. После этого у безбилетника на все времена все проблемы решались. Слишком много вопросов возникнет ... нежизнеспособная система ... Когда в автобусе не протолкнуться, как ты еще и проверять что-то сможешь. А проверять когда никого нет, так и смысла нет ... Но, видно, разработчиков это не волнует - главное - ввязаться в бои, а там посмотрим ... Простой пример: у меня нет ни карты, ни талона. Пришел контроллер - я ему какую-нибудь сломанную подсовываю. Она не работает - и что? Меня оштрафуют, что карта сломалась? А сломать любую карточку проще пареной репы - в микроволновку ее, родимую, и езди скока хочешь ...
Напомним, что в июне 2011 года года тема электронных проездных уже затрагивалась. Председатель Мингорисполкома рассчитывал реализовать проект, оснастив наземный транспорт специальными считывателями информации, которые внешне напоминают компостеры. Стоимость такого проекта оценивалась в 20 миллионов евро, а запустить его планировали в том же году. Как можно заметить, "поселить" ноу-хау в наших автобусах пока не удалось, так что, если вы не сторонник подобных проектов, расстраиваться пока не стоит. Это уж точно дело не одного дня.
Подготовила обзор Мария Войтович, OPEN.BY