ЛЕЧИТЬСЯ от простуды в зимнюю стужу доктора советуют в том числе и медом. Раздобыть его сегодня несложно. На рынках, в магазинах, у частных торговцев — на любой вкус. В республику ежегодно завозятся крупные партии меда. Основными поставщиками выступают Украина и Российская Федерация. А где же наш, белорусский, мед? «Он есть, — уверяет специалист по пчеловодству Минсельхозпрода Татьяна ВЕЛИЧКОВИЧ. — Правда, его совсем немного». Оказалось, в среднем в год на одного жителя республики этого сладкого продукта приходится менее 300 граммов, тогда как, скажем, в Австрии — 1,6 килограмма, Греции — 1,4, Украине — 1,2, Германии — 1,1, Испании – 1 килограмм...
За мед не спрашивают, как за надои
Основными поставщиками белорусского меда на рынок являются население и фермеры. Они потеснили коллективные хозяйства, хотя еще десятилетие назад все было наоборот. Теперь же на долю СПК приходится не более 15 процентов от общего количества пчелиных семей в республике.
Постепенно к пчеловодству утратили интерес на местах. С руководителей сельхозорганизаций уже давно никто не спрашивает за пчеловодство так, как спрашивают за привесы и надои скота, урожайность сельхозкультур. А ведь последняя напрямую зависит от пчел.
Количество пчелосемей (тысяч штук) и производство меда (тонн) в республике за последние пять лет
2008
2009
2010
2011
2012
Хозяйства всех категорий
Пчелосемьи
213,2
214,5
224,8
223,0
228,3
Мед
3382
3283
3458
3035,5
3129
Сельскохозяйственные и иные организации
Пчелосемьи
38,2
37,2
37,0
35,5
35,8
Мед
505
426
451
514,3
475,4
Население
Пчелосемьи
172,8
175,3
185,7
185,0
189,4
Мед
2845
2827
2960
2460,9
2760
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Пчелосемьи
2,2
2,0
2,1
2,5
3,1
Мед
32
30
47
60,3
61,6
Примечание: данные за 2012 год предварительные
Из 87 основных продовольственных культур в полной зависимости от опылителей находится 13 видов, в значительной степени — 30, в умеренной — 27.
Игнорирование общественного пчеловодства привело к тому, что в сельскохозяйственных и других организациях, подчиненных Минсельхозпроду, начиная с 2002 года выручка от реализации меда перестала покрывать затраты. В 2012 году его товарность оказалась на уровне 50 процентов, а убыток от реализации поднялся до 10 процентов. Средний выход меда в расчете на одну пчелиную семью не превышает 14 килограммов. Это самый низкий показатель в СНГ.
Частным пасекам забвение не грозит
В отличие от общественных частным пасекам, судя по всему, забвение не грозит. Правда, большинство из них небольших размеров — до 50 пчелосемей, и даже меньше. В основном люди держат пчел для собственных нужд, а небольшие излишки меда продают знакомым.
Впрочем, уже есть пример, когда частная пасека насчитывает до тысячи ульев. В этом бизнесе занята вся семья, и он, несомненно, приносит хозяину прибыль.
Что, кстати, не радует руководство местного хозяйства. Оно зачастую противится тому, чтобы частник во время цветения сельхозкультур вывозил на общественные поля свои ульи. Звучат даже требования оплаты за медосбор. Владелец частной пасеки в свою очередь говорит, что это он делает услугу хозяйству, опыляя своими пчелами его культуры и повышая таким образом урожайность.
По-своему оба правы. Но вот что интересно. В странах с развитой экономикой услуги по опылению энтомофильных растений составляют весомую часть издержек сельхозпроизводителей. Так, в США они составляют около 14,5 миллиарда долларов, в Канаде — 1,5 миллиарда, в Великобритании — 80 миллионов фунтов стерлингов. Размеры субсидий такой культуры, как рапс, в расчете на пчелосемью колеблются от 80 до 150 долларов.
А средний выход меда в расчете на одну пчелиную семью у белорусского частника все-таки выше, чем с общественных пасек, — около 16 килограммов меда.
Опять по тому же сценарию?
Однако не все ли равно потребителям, у кого покупать белорусский мед? Конечно, разницы никакой. Главное, чтобы его было в достатке. Но достатка-то и не получается. Именно поэтому Минсельхозпрод, НАН Беларуси, Белкоопсоюз, концерн «Белгоспищепром» и облисполкомы разработали программу развития пчеловодства республики на 2012—2016 годы. В ней учтены предложения всех заинтересованных сторон, касающиеся и общественного, и частного пчеловодства.
В программе говорится, что пчеловодство — это не только мед, но и прочая продукция этой специфической отрасли, которой не хватает для нужд фармацевтической, ликеро-водочной и кондитерской промышленности, парфюмерии. Из-за этого ее приходится завозить в страну, отвлекая валютные средства. Словом, документ призван открыть новую страницу в развитии отечественного пчеловодства. К сожалению, его принятие затягивается из-за отсутствия источников финансирования. Так что пока белорусам придется довольствоваться импортным, а не отечественным медом. Кстати, качеством завозного меда, особенно на широко рекламируемых по телевидению ярмарках, многие недовольны. Но выбирать, как говорится, не приходится.