Безопасность белорусских школ - открытый вопрос
26.01.2013 11:51
—
Новости Общества
Безопасность белорусских школ — открытый вопрос
Несмотря на принимаемые меры, вопросы безопасности детей и имущества в белорусских школах по-прежнему актуальны. Пропускной контроль в учреждениях образования проблемы не решает, так как в большинстве случаев формален, на что время от времени ответственным лицам и ведомствам указывают некоторые недобропорядочные граждане, свободно проникающие в школы, например для воровства.
Подобный эпизод не так давно случился в минской школе №80. Правда, та история закончилась для школы хорошо — вор в конце концов оказался в милиции, а задержавших его учителей наградили грамотами.
История случилась такая. Заместитель директора по учебной работе Елена Атрушкевич на перемене заметила, как в кабинет физики вошел незнакомый молодой человек. Когда завуч подошла к кабинету, парень из него уже выходил. Молодой человек даже поздоровался с завучем, дыхнув на нее алкогольными парами.
На вопрос, кого он разыскивает, незваный гость ответил, что пришел за племянницей. Однако так и не смог назвать ни фамилии девочки, ни класса, в котором та учится.
Незнакомец и следовавшая за ним Елена Атрушкевич уже подходили к выходу, когда их догнал учитель физики. Он проверил находившиеся в кабинете личные вещи и не нашел свой кошелек. Замдиректора не растерялась и встала у дверей, перекрыв воришке выход. На помощь подоспела и ее коллега — замдиректора по воспитательной работе Татьяна Коваленя.
"Вдруг, оттолкнув меня, незнакомец побежал в туалет, где и бросил украденное портмоне. Наверное, оттуда он хотел убежать через окно, но не успел. До приезда милиции мы удерживали его в уборной. В коридоре собралась толпа старшеклассников, готовых перехватить злоумышленника", — рассказала Татьяна Коваленя агентству "Минск-Новости".
Педагоги предполагают, что вор вошел вместе со школьниками, которые возвращались с урока физкультуры. Так как он невысокого роста и был одет в спортивном стиле, его никто не заметил.
За проявленную бдительность и храбрость заместитель начальника Московского РУВД г. Минска Леонид Петренко наградил директора школы Светлану Барткевич, ее заместителей Татьяну Коваленю и Елену Атрушкевич грамотами и вручил им цветы.
Фото агентства "Минск-Новости"
Бдительность учителей, грамоты и цветы от милиции — всё это, конечно, хорошо. Но это следствие, тогда как очевидно, что существующих в большинстве школ мер безопасности недостаточно для предотвращения причин — подобных ЧП.
Возможно, к охране школ следует подключить специалистов? "Когда на вахте будет дежурить не пенсионер, а специально подготовленный сотрудник, он в случае необходимости сможет уверенно остановить постороннего", — считает начальник управления образования администрации Центрального района Юрий Канзас, уверенный, что в целях безопасности детей следует с должной ответственностью относиться к требованиям пропускного режима.
При этом очевидно, что вневедомственная охрана школ ввиду своей дороговизны возможна лишь в том случае, если государство возьмет на себя ее финансирование. Однако в системе среднего образования сейчас ищут где бы ужаться, больше думают о том, на чем бы сэкономить, а не о новых затратных проектах.
Даже тотальное оборудование школ системами видеонаблюдения в ближайшем будущем маловероятно. Всё по той же причине — это требует весьма значительных средств.
Как результат — в большинстве учреждений среднего образования контроль за входом осуществляет лишь вахтер, которому во многих школах в помощь отряжают дежурящих по графику старшеклассников.
Согласно требованиям безопасности всех, кто не связан с образовательным процессом, в школы пропускают при предъявлении документа, удостоверяющего личность, по согласованию с директором. Их данные записываются в "Журнале учета посетителей". Это касается и родителей детей. Существует также запрет проходить в школу с крупногабаритными сумками. Их следует оставить на посту дежурного и даже разрешить ему их осмотреть.
Насколько в наших школах соблюдается протокол пропускного режима, каждый, у кого есть дети-школьники, может судить сам. Но очевидно, что при желании обойти контроль достаточно легко.
Доказательство — произошедшее в средней школе №80, где кошелек учителя физики остался в целости и сохранности лишь благодаря бдительности его коллег.
Справедливости ради отметим, что примеры успешного использования в учреждения образования систем электронного доступа есть. В Витебске это гимназия №8. В Минске — гимназия №22, где вопрос контроля за посетителями решили более десяти лет назад.
Как рассказала Naviny.by директор гимназии Лариса Адашкевич, дети свой приход в школу и уход из нее регистрируют карточкой. Дверь в школу в течение дня закрыта: "Работой системы мы удовлетворены. Дети и учителя знают, что посторонний в гимназию зайти не может. Есть домофон. Все, кто приходит без карточки, по нему общаются с вахтером".
Когда ученик проводит карточкой по считывающему устройству, на компьютере охраны отображается фамилия и имя ребенка, его фото, класс и время прихода школу. Есть камера наблюдения на входе в школу: "Мы таким образом подстраховываемся. Поскольку наша гимназия была одной из первых в Зеленом Луге, где установили эту систему, об этом в округе знают, и к нам даже не пытаются заходить без карточек".
Ведется также обычный журнал регистрации посетителей. На вахте есть списки всех учащихся, отдельный список детей, которые посещают группы продленного дня. Случается, что родителю нужно срочно в течение учебного дня увидеть ребенка. Охраннику достаточно назвать фамилию и класс. Свяжутся с учителем или разрешат зайти в школу в зависимости от обстоятельств.
В целом системой довольны и родители, хотя им объяснить, почему нельзя в любой момент зайти в школу, труднее всего: "Дети правила принимают легче. Мы стараемся убеждать и взрослых, и детей в значимости мероприятий по обеспечению безопасности. Но каждый год приходят новые дети, и все начинается с начала. Философия многих взрослых, к сожалению, сводится к тому, что несчастье может произойти с кем угодно, но не с ними и их детьми, где-то, но не здесь".
При этом необходимо отметить, что система безопасности была закуплена и установлена за деньги, собранные родителями (в рамках так называемого попечительского совета). Сейчас систему обслуживает инженер-программист, находящийся в штате школы.
Городские власти активизировались в создании безопасной среды в учреждениях образования после гибели ребенка в ноябре прошлого года возле школы №23. Уже в декабре вокруг этой школы установили забор, которого раньше не было. Также нашлись деньги на два больших уличных фонаря и шесть камер наблюдения (с функцией записи) по периметру.
В спешном порядке шлагбаумами были перекрыты въезды во многие учебные заведения столицы. Учителей обязали дежурить около школ. На ограждение школ и детсадов и оборудование подъездов к ним видеокамерами планируется затратить более 100 млрд рублей.
То, что для безопасности детей стали делать хоть что-то, конечно, хорошо. Плохо, что в течение десятилетий на этом экономили, а задумались только тогда, когда случилось несчастье. И очевидно, что разом оборудовать все школы и видеонаблюдением, и системами доступа, и охраной невозможно. А это значит, что вопрос безопасности в школах остается открытым.