Не все так просто с безработицей
Низкий уровень выплат объясняется тем, что государство, проводя целенаправленную политику регулирования рынка труда в двух основных формах — активной и пассивной, — приоритет отдает первой. В отличие от пассивной формы, сводящейся к выплате пособий по безработице, она подразумевает развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. Что, конечно, хорошо. В соответствии с Государственной программой содействия занятости населения на 2013 год в условиях структурных преобразований экономики действия будут направлены прежде всего на помощь нанимателям в социально-ответственной реструктуризации производства. Особое внимание решено уделить развитию и совершенствованию мониторинга рынка труда, вовлечению в экономическую деятельность незанятого населения. Дальнейшее развитие получит опережающее обучение работников, а также — под конкретные заявки нанимателей.
Незначительная социальная поддержка безработных — тоже в определенной степени «стимул», мотивирующий к быстрейшему трудоустройству. Но, с другой стороны, и фактор, вносящий путаницу при составлении различных прогнозов. Скажем, в денежно-кредитной сфере. Сложно мониторить, когда доподлинно неизвестно, сколько на рынке незанятых трудовых ресурсов, каких специальностей в избытке. Возможно, подготовку по ним осуществлять не стоит, достаточно тех кадров, которые по разным причинам оказались не у дел. Так, один мой знакомый, пройдя курсы программистов от службы занятости, работы так и не нашел, потому что серьезный наниматель ищет специалистов с высокой квалификацией.
Но как собрать объективные данные? Ведь низкое пособие по безработице не стимулирует людей, потерявших работу, к регистрации в органах социальной защиты. Вот и Белстат начал исследовать уровень занятости населения путем выборочного обследования домашних хозяйств. Опять же разовые выборки не дадут полной картины. А государственные средства на это расходуются.
Зарегистрированная безработица в стране сохранилась на уровне 0,6 процента к численности экономически активного населения (на 1 ноября позапрошлого года она была такой же). В целом за десять месяцев 2012 года статус безработного получили 153,3 тысячи человек — на 2,8 проц. меньше по сравнению с аналогичным периодом 2011-го. С учетом граждан, состоявших на учете в службе занятости на 1 января, всего нуждались в трудоустройстве 299,4 тысячи человек, из них 181,5 тысячи безработных. В благополучной Германии этот статус имеют более трех миллионов.
Важно точно знать о наличии трудового потенциала и при открытии новых производств. Эксперты отмечают, сегодня один из самых серьезных рисков в ведении бизнеса — недостаток необходимых кадров. Но если бы и в самом деле на одну вакансию приходилось по 0,4 претендента из числа незанятого населения, как это утверждает Минтруда и соцзащиты, то бизнесменам и вовсе стоило бы сворачивать дело. Кто работать-то будет?
На какую величину вырос бы уровень регистрируемой безработицы, если пособие увеличить раз в десять? Думаю, он приблизился бы к реальным масштабам. А средства для этого можно найти, уменьшив продолжительность его выплаты. Что стало бы тем же стимулом к скорейшему поиску работы.
Елена КЛИМОВИЧ, «БН»