Дольщик и застройщик взорвавшегося в Минске коттеджа стоимостью 200 тысяч долларов попробуют договориться?

Источник материала:  
21.01.2013 23:15 — Новости Общества

Дольщик и застройщик взорвавшегося в Минске коттеджа стоимостью 200 тысяч долларов попробуют договориться?

Советская Белоруссия
Дольщик и застройщик взорвавшегося в Минске коттеджа стоимостью 200 тысяч долларов попробуют договориться?
На улице Поставской в Минске взорвался коттедж. Фото: Владимир Чуденцов, TUT.BY
Эхо от взрыва частного жилого дома на минской улице Поставской 17 января было громким. ЧП публично прокомментировал министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Ващенко: не исключена утечка газа, но достоверно говорить о причинах рано. Итоги расследования, увы, едва ли что–то изменят в судьбе, по крайней мере, двоих: дольщика Владимира Скребатовича и рабочего Виталия Н. — парня, который в момент взрыва работал в доме.

Виталий находится в ожоговом центре больницы скорой помощи. Посторонних к нему не допускают. Сообщить что–либо о его состоянии корреспонденту "СБ" администрация отказалась: сведения предоставляются лишь родственникам, а также суду и прокуратуре — по специальным запросам. Можем сослаться лишь на информацию В.Скребатовича, которого беспокоит судьба пострадавшего: он просил друзей следить за его состоянием и оказывать посильную помощь. С его слов Виталий получил ожоги 2–й степени, которыми поражено до 30 процентов кожи. Внутренние органы не повреждены, динамика положительная. Надеемся на его скорейшее выздоровление.

Дольщик и застройщик взорвавшегося в Минске коттеджа стоимостью 200 тысяч долларов попробуют договориться?Для самого же Владимира взрыв дома стал вторым жестоким ударом, который уготовила ему судьба. Он — предприниматель, торговал тканями, дела вел в партнерстве с женой и сыном. Бизнес был достаточно успешным, чтобы отдыхать за границей и строить планы.

В 2008 году во время отдыха он неудачно нырнул в море... Это резко изменило жизнь. Владимир стал инвалидом: передвигается в коляске, руки не во всем его слушаются. Но беда сплотила семью: она продолжала бизнес и не отказалась от планов построить дом. Скребатович заключил договор с ЧУПП "Забудова–Стройкомплекс", предполагавший возведение индивидуального коттеджа на улице Поставской.

Такие районы иногда называют элитными: тихая окраина мегаполиса, рядом — живописное Цнянское водохранилище. Каждый из 80 дольщиков строит здесь жилье по индивидуальному проекту. Подрядчика Скребатович выбирал самостоятельно, но платил предприятию "Забудова–Стройкомплекс" как застройщику. Такова была схема.

Здание, помимо архитектурных, имело и специфические, рассчитанные на инвалида особенности: пандусы и расширенные дверные проемы для коляски, особые санузлы и даже специальный подъемник. Владимир не может самостоятельно ложиться и вставать.

К моменту взрыва дом был практически готов. Виталий укладывал кафель в одном из помещений. Согревала его питаемая газовым баллоном тепловая пушка: типовая, купленная на рынке. Баллон остался цел. Поэтому, очевидно, МЧС и предполагает, что произошла утечка.

Но если бы к строению своевременно подвели газ и электричество, не было бы нужды в этом агрегате. Если бы дом своевременно сдали еще год назад, 1 января 2012 года — как первоначально и предусматривал договор, — не случился бы и взрыв. Эту позицию, уже изложенную во многих СМИ, поддерживал сам Владимир Скребатович, посетивший редакцию в сопровождении сына.

Растерянный и подавленный, приехал прямо из Молодечно, из суда, который рассматривал его иск с требованием обязать застройщика выдать ему, Скребатовичу, после завершения строительства документы для оформления имущественных прав. В сущности иск формальный: документы, как и любому дольщику, застройщик должен передать и без суда. Владимир хотел тем самым зафиксировать факт существования дома.

О том, что здания уже нет, сам и сообщил судье. Заседание перенесено на март по его же просьбе: скоро Владимир должен выехать на лечение за границу. Теперь судьбу иска, предмет которого отсутствует, предсказать трудно — как и вообще дальнейший ход событий. Легко понять, что дом не был застрахован, поскольку формально в природе еще не существовал. Можно ли было застраховать сам договор (как это делается, например в бизнесе на стадии заключения контракта) — этот вопрос поставил в тупик и страховщиков, к которым корреспондент "СБ" обратился. Дескать, прецедентов не знаем.

Дом обошелся Скребатовичу примерно в 200 тысяч долларов. Кто, каким образом и в каком объеме компенсирует потери (и компенсирует ли вообще) — сложный правовой вопрос. Оставим его юристам.

От обвинений в адрес застройщика, однако, воздержимся. Важно то, что сообщили в редакции два официальных его представителя — директор ЧУП "Забудова–Стройкомплекс" Наталья Хворостина и заместитель генерального директора управляющей компании холдинга "Забудова" Максим Баховчук. Первое: Владимир Скребатович является не владельцем коттеджа, а лишь участником долевого строительства и плательщиком. Добросовестным — это застройщик признает. Второе: взрыв нанес ущерб имуществу именно "Забудовы", но не Скребатовича. Третье: застройщик задержал выполнение части своих обязательств — по причинам субъективным и объективным. Почему и получил официальное разрешение администрации района на продление сроков — до июля 2013 года. У застройщика есть вопрос к дольщику — о законности нахождения на объекте постороннего.

Наконец, главное. Вместо того чтобы публично обмениваться обвинениями и домыслами, лучше садиться за стол и договариваться. Это прозвучало как предложение. Имея в виду достойную репутацию "Забудовы", надеемся, Владимир Скребатович его примет, и переговоры будут успешными.

Случай, безусловно, беспрецедентный. О нем еще долго будут говорить. Полагаем, тут есть над чем серьезно подумать и тем, кто строит, и тем, кто строится, и тем, кто этот процесс контролирует.
←Обзор важнейших событий 21 января 2013 года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика