КГК продолжит работу по предупреждению негативных тенденций и нарушений в банковской сфере

Источник материала: БелТА  
19.01.2013 16:55 — Новости Общества
КГК продолжит работу по предупреждению негативных тенденций и нарушений в банковской сфере
19 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Комитет государственного контроля Беларуси продолжит деятельность по предупреждению негативных тенденций и нарушений в банковской сфере, сообщает БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу КГК.

В Комитете госконтроля состоялся брифинг представителей КГК и Национального банка по вопросам контроля за банковской сферой. Представители КГК проинформировали о деятельности, направленной на предупреждение негативных тенденций и нарушений в банковской сфере, а также повышение эффективности банковской деятельности.

Банковская сфера охватывает все экономические процессы, от ее работы напрямую зависит эффективность всех отраслей хозяйства. Интерес к работе банков проявляют не только субъекты предпринимательской деятельности, но и население - многих волнуют вопросы кредитования и депозитного рынка, ситуация с использованием банковских продуктов и технологий в расчетах и т.д.

Комитет госконтроля входит в систему госорганов, призванных обеспечивать экономическую безопасность Беларуси. Это налагает на КГК особые обязательства. Учитывая, что в банковскую сферу приходит иностранный капитал с новыми технологиями, необходимо, чтобы этот капитал не просто приносил доход своим хозяевам, но и позитивно влиял на экономику нашей республики, соблюдая законы.

КГК работает по нескольким основным направлениям. В первую очередь, это проверки эффективности использования ресурсов и имущества банков, особенно банков с государственной собственностью. Если выявляются случаи, когда имущество используется нерационально, Комитетом госконтроля принимаются меры в соответствии с законодательством.

Так, в ходе прошлогодней проверки госбанка специалисты КГК обнаружили, что банк устанавливал особо льготные условия кредитования отдельным частным предприятиям, собственниками или директорами которых были родственники и друзья руководства банка. Аналогичная ситуация выявлена и в дочерней лизинговой компании банка, руководитель которой все выгодные сделки осуществлял через подконтрольные ему частные фирмы. После доклада главе государства и обсуждения результатов проверки на заседании правления Нацбанка были сделаны серьезные оргвыводы, приведшие к смене руководства банка.

При проверках также обязательно проверяются вопросы соблюдения всеми банками норм безопасного функционирования, качества кредитного портфеля.

Во-вторых, чтобы снизить проверочную нагрузку на банки, придать больший вес контрольно-аналитической деятельности Комитета госконтроля, в нее внедрена система мониторинга. Ставшие дополнением (но не заменой) к классическим камеральным, тематическим или комплексным проверкам мониторинги банков также позволяют вскрыть ситуации, создающие угрозу интересам вкладчиков. О таких опасностях Комитет госконтроля незамедлительно информирует Национальный банк. Например, в прошлом году Нацбанк после информации КГК направил в один из "проштрафившихся" банков предписание о недопустимости манипулирования доходами и расходами.

В-третьих, Комитет госконтроля активно участвует в совершенствовании законодательства, направленном на рост эффективности и безопасности банковской системы. В 2012 году Комитет поднял важную тему о недостатках в работе наблюдательных советов банков. Проверками вскрыты серьезные недостатки в организации управления банков, на которые не обращали должного внимания представители государства в наблюдательных советах. По предложению КГК внесены в законодательство поправки, позволяющие улучшить корпоративное управление в банках, состав наблюдательных советов, систему контроля за рисками в банках и т.д.

Четвертое направление - активная работа с населением, то есть потребителями банковских услуг. Порой банки не хотят по существу разбираться с обращениями граждан, а тем более признавать свои вольные или невольные ошибки. При проведении контрольных мероприятий КГК всегда оценивает качество оказания банками услуг физическим лицам, доводя свои выводы по проблемным вопросам до руководителей банков.

Обращения граждан можно разделить на две категории: объективные проблемы, связанные происходящими в республике экономическими процессами, и субъективные, обусловленные соответствующим отношением работников банков к поступающим обращениям (несвоевременное реагирование или ненаправление ответа гражданину, отписки и т.п.). Немало примеров, когда после вмешательства КГК были восстановлены права граждан.

Так, один гражданин обратился в Комитет госконтроля по вопросу соразмерности штрафных санкций суммам ненадлежащим образом исполненных договорных обязательств по кредиту. С марта 2010 по февраль 2011 годов он воспользовался кредитными средствами одного из банков в размере Br4 млн. и практически ее погасил. При этом за допущенные просрочки платежей с него взыскано штрафных санкций в сумме Br460 тыс. Кроме того, банк предъявил через суд к уплате пеню в размере 5% за каждый день просрочки, что составляет около 2000% годовых. В результате только пени по договору составили Br5 млн. и превысили сумму предоставленного кредита и начисленных процентов. После вмешательства Комитета госконтроля и Нацбанка сторонами было заключено мировое соглашение.

В другом случае гражданка обратилась в КГК по вопросу недостоверности сведений, указанных банком в ее кредитном отчете. После соответствующих разбирательств было установлено, что заявительница с целью погашения кредита внесла 14 мая 2012 года на свой счет в банке все причитающиеся платежи. Однако банк списал с ее счета средства в погашение кредита только в конце месяца и начислил проценты за вторую половину мая, включив задолженность по процентам в ее кредитную историю. После вмешательства КГК банком были возвращены кредитополучателю излишне начисленные проценты и внесены изменения в ее кредитную историю.

В ряде случаев банки недостаточно хорошо прорабатывают типовые формы договоров, связанных с обслуживанием граждан. Так, одно из обращений касалось требования банка уплаты комиссии за обслуживание банковской пластиковой кредитной карточки, полученной при заключении кредитного договора сроком на 5 лет. Однако карточка кредитополучателю была выдана сроком на один год, а договор на ее выдачу не содержал указания на необходимость продления периода действия или выдачи новой карточки. Таким образом, требование банка о необходимости уплаты комиссии за обслуживание карточки по истечении срока ее действия было признано незаконным.

Также в Комитет госконтроля поступают обращения, ущемляющие экономические интересы граждан, обусловленные несовершенством законодательства. Например, при осуществлении гражданами операций покупки (продажи) иностранной валюты с использованием банковской карточки банки могут в течение дня изменять обменные курсы и распространять новые курсы на ранее совершенные в этот день операции. В результате при росте курсов с карт-счетов граждан списывались дополнительные деньги. По предложению КГК Национальный банк внес изменения в законодательство, предусматривающие, что такие операции, проводимые в банкоматах и платежных терминалах банка-эмитента, осуществляются по курсам на момент совершения операции. Указанный порядок вступит в силу с 22 января, с момента вступления в силу изменений в Банковский кодекс.

БЕЛТА о новостях в стране и мире

←Список почетных граждан Минщины пополнился тремя новыми именами.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика