По уровню смертности белорусы бьют рекорды
Страной долгожителей Беларусь станет нескоро. Нет у нас пока условий для спокойной старости, поэтому белорусы вынуждены до склона лет не доживать. Можно, конечно, сказать, что мы излишне обобщаем и сгущаем краски, но показатели продолжительности жизни и смертности, увы, не в нашу пользу.
Согласно данным очередного выпуска «Международной книги фактов», которую готовит Центральное разведывательное управление США, Беларусь занимает 12-е место в мире по смертности населения.
Хуже всего обстоят дела в ЮАР — 17,23 случая смерти на 1000 жителей. Также в пятерке стран с самой высокой смертностью — Украина (15,76), Лесото (15,18), Чад (15,16) и Гвинея-Биссау (15,01). В десятке стран с самой высокой смертностью — только две европейские: Украина и Болгария (14,55).
Если верить рейтингу ЦРУ, то почти не умирают в Кувейте (2,13), ОАЭ (2,04) и Катаре (1,55).
По прогнозу Министерства труда и соцзащиты Беларуси, демографическая нагрузка будет возрастать и в городах, и на селе. При существующих тенденциях к 2030 году на 1000 жителей трудоспособного возраста будет приходиться 841 человек в нетрудоспособном возрасте (для сравнения: в 2010 году — 693 человека, в 2011 году — 607 человек).
Причиной демографического старения населения являются увеличение доли людей пенсионного возраста, высокая смертность в трудоспособном возрасте.
Депопуляция в Беларуси наблюдается с 1993 года. Основные причины убыли населения — низкий уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения только на 65%, и высокий уровень смертности.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2011 году в Беларуси составила 70,6 года. По сравнению с 2010 годом ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 0,2 года. У мужчин она составляет 64,7 года, у женщин — 76,7. Как видим, разница в продолжительности жизни у женщин и мужчин достаточно велика, тогда как в развитых странах Европы она не превышает пяти лет.
В сравнении с Россией и Украиной ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин и женщин в Беларуси выше — 70,6 против 60,4 и 62,4 соответственно. Однако мы проигрываем странам ЕС — например, Польше (70,9) Германии и Австрии (77,2).
По прогнозу ООН, к 2015 году ожидаемая продолжительность жизни в развитых странах составит 78 лет, в развивающихся — 68 лет. Рожденные в 2045-2050 годах смогут прожить 83 года в развитых странах и 74 года в развивающихся.
Национальной программой демографической безопасности Беларуси на 2011-2015 годы предусмотрено увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 72-73 лет.
Также планируется снизить коэффициент общей смертности населения до 12,5-13 на 1000 человек, в том числе трудоспособного возраста — до 5 на 1000 человек.
Заместитель директора Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва) Сергей Захаров пояснил Naviny.by, что во многом уровень смертности связан с увеличением доли пожилого населения.
«Когда население стареет, увеличивается доля пожилого населения. Даже если не меняется риск смерти, уровень смертности остается высоким. Таким образом, более важным является показатель продолжительности жизни, который в России, Украине, Беларуси не является высоким, особенно среди населения в трудоспособном возрасте. Это общая беда наших стран», — отметил специалист.
По его словам, в России в последние годы продолжительность жизни увеличивается. Это связано с улучшением общей экономической ситуации, с увеличением инвестиций в здравоохранение, которое «не ухудшилось, а, наоборот, получило импульс, благодаря большим вливаниям от реализации ряда национальных программ».
«Есть ощущение, что в стране снижается пьянство. Главное же, что поведение людей меняется в сторону менее рискованного, хотя в целом население наших стран ведет себя достаточно рискованно — и в быту, и на дорогах, результатом чего является большое количество ДТП, несчастных случаев, инвалидности на бытовой почве», — подчеркнул эксперт.
Сергей Захаров отметил, что примером для России, Беларуси, Украины могли бы стать Эстония, Польша, Чехия, Словакия: «Став членами Евросоюза, эти страны сумели коренным образом изменить стиль жизни, питейные привычки населения, в частности». Теперь продолжительность жизни там растет — в первую очередь за счет лиц средних возрастов.
Таким образом, усилия, направляемые обществом на уменьшение рисков, связанных с употреблением алкоголя, поведением на дорогах, безопасностью домов, улиц и производства, работают в направлении увеличения продолжительности жизни, отмечает Сергей Захаров.
«И, конечно, — резюмирует он, — инвестиции в здравоохранение должны быть больше. В постсоветских странах, где смогли переломить ситуацию с продолжительностью жизни, процент ВВП, направляемый на здравоохранение, резко повысился и соответствует уровню развитых стран».
Елена СПАСЮК