Этапы эпатажа

Источник материала:  

Сразу же напомним читателям: неделю назад авторы полемической рубрики «СБ», выходящей в свет под новым названием, стали рассматривать события, ситуации, явления под иным углом зрения. Поводами для дебатов теперь являются не хроникальные заметки, цитаты известных персон и экспертов, а фото–, теле–, кинокадры, интернет–ролики, оставившие неравнодушными тысячи людей.


Вот и сегодня непримиримые оппоненты с жаром обсуждают фоторепортажи и размещенные на веб–ресурсах видеосюжеты с прошедшего на днях в 60 городах 25 стран мира 12–го ежегодного флешмоба «В метро без штанов».


Только в сабвей Нью–Йорка спустились несколько тысяч пассажиров, одетых не совсем по сезону! В нижнем белье без брюк и юбок, но зато в куртках и шапках...


Цель флешмоба, как декларируют организаторы, — повеселить и раскрепостить народ. Что ж, у каждого свое понятие о юморе и розыгрышах. Вот как бы среагировали вы, если бы у вас на глазах вроде бы обычные попутчики вдруг начали оголять свои ноги, а затем прогуливаться в таком виде по платформам, спокойно делать пересадки? Авторы «Спор–кадра» по–разному отвечают на этот вопрос. И заодно поднимают тему публичного эпатажа, дискутируют о том, где грань между хулиганством и самовыражением. Присоединяйтесь к спору, уважаемые читатели!


Откуда у скуки ноги растут


Похожие фотокадры разлетелись по СМИ с разных континентов, из множества «подземок». Идея нетривиальной поездки в метро нашла поддержку не только в Нью–Йорке, но и в Лондоне, Шанхае, Берлине, Мехико, Сиднее, я уж о Париже не говорю... Но и нашего пассажира голыми ногами не очень–то удивишь — эка невидаль! Нет, я не о прошлогодней февральской эротической фотосессии студентки (помнишь скандал с «обнаженкой» в ночной электричке Минского метро?). Перед мысленным взором — толпы мини–юбок, глубоких декольте и коротеньких шортиков, в которых щеголяют, в том числе и в метрополитене, местные красавицы едва ли не с апреля чуть ли не по октябрь. Да и зимой голые ноги где–нибудь на станции «Молодежная» лично меня совсем бы не возмутили, только напомнили бы о лете, солнце и пляжах. Жаль, что флешмоб «В метро без штанов» не доехал пока до Минска. Если же доберутся экстравагантные особы и до электрички, в которой я еду, шарахаться от флешмобберов не буду. Считаю, что, когда люди в своем озорстве соблюдают меру, не пошлят, не матерятся, никого не оскорбляют и не домогаются, ханжество неуместно. Без штанов так без штанов... Чай, не стриптиз танцевали. Судя по репортажам, вели себя молодые люди вполне обыденно, ноутбуки мониторили, газеты читали... В том–то и прикол!


Хотя, конечно, дело не только в шутках. Ведь, по сути, подобные акции — сплочение доселе незнакомых граждан в группу борцов с серыми буднями. Это — точечные удары по эпидемиям социопатии, эгоцентризма, бездумного потребительства. А еще — альтернатива пошлости, жестокости, цинизму, культу «черного» юмора и сомнительных личностей. Вот посмотри, Роман. Мы щедры на смайлики в соцсетях, но «в реале» почти не улыбаемся. Горячо обсуждаем события с далекими и анонимными интернет–форумчанами, но равнодушны к соседям. С друзьями видимся все чаще, но... по скайпу. Письмецу в конверте нашли замену — эсэмэски, да и то лапидарные, заезженные. Увлечены кредитами, рассрочками, ипотеками, бэушными иномарками. Навязанные обществом потребления искусственные ценности убивают наше драгоценное время, превращают нас в роботов. Не жди пришествия киборгов — они уже здесь! Это мы сами... Но когда кто–то, пусть даже навязчиво, показывает, что главное в человеке не лейбл на штанах и даже вовсе не штаны, в ход идут штампы об оскорблении нравственности!


Так совпало, что за несколько дней до полуголых поездок в заморских метрополитенах в русскоязычном интернете буквально затравили неизвестную девушку из Днепропетровска. Длинноногая модница, несмотря на мороз, вышла на улицу в коротеньких шортах, узорных колготках, ярких красных сапожках и шубке. Кто–то поиграл в папарацци и выложил снимки в сеть. Согласен: облачилась красотка безвкусно (хотя, возможно, на любителя), вульгарно, навевает некие подозрения, сравнения... Но откуда в людях столько злости? К чему скабрезности? «Коза», «дура», «кобыла» — самые корректные комменты к фотографиям, на которые сейчас поисковики выдают множество ссылок. А я–то думал, что с менталитетом серой массы, привитым советским людям кремлевскими законодателями мод и нравов, покончено где–то к финалу 90–х. Ан нет! Увы, еще долго будут актуальны строки известной песни: «Все мы привыкли, надо признаться, из серой массы не выделяться. Как все, мы как все!» Избегаем ярких красок, не высовываемся, не любим выскочек. Со всеми отсюда вытекающими...


Не только гости с чужбины замечают: зимние тяготы (заносы, гололед, пробки на дорогах, прорывы теплотрасс) в наших широтах усугубляются и мрачным уличным антуражем. На нас темная, зачастую черная одежда. Это я тебе как владелец черной куртки и черной шапочки говорю! Скорбные лица даже у детишек, ведь малыши подражают взрослым. Если сейчас в метро кто–то, нет, не штаны снимает, а просто громко смеется, даже что–то напевает, будь, Роман, уверен — это либо трезвые как стеклышко гости с Кавказа, либо наш, местный рубаха–парень, который, так сказать, с утра свободен. Неужели нет лекарства против сплина, апатии, кроме общеизвестного — «народного»? Потому, полагаю, и не помешают нам хотя бы иногда инъекции здорового эпатажа, выход на «сцену» (вообще, как известно, жизнь — театр, и все мы в нем — актеры, совсем необязательно трагического жанра) пусть экзальтированных, но обаятельных людей.


«Наша цель — собирать людей онлайн и выводить их в офлайн», — примерно так сказал организатор танцевального флешмоба, прошедшего на днях в минском торговом центре «Столица». Переведу для читателей почтенного возраста: парень всеми силами старается вытащить подростков из–за мониторов и показать, что жизнь удивительна и прекрасна не только в виртуальных мирах. На акцию вышли полторы сотни молодых людей. Танцевали слаженно, всем на радость. А как же, спросишь, шоппинг? О нем покупатели на время забыли. Наверное, вспомнили, что эмоции, кураж, движение и смех — самые лучшие «товары», которые мы создаем и дарим себе сами. И ценники тут неуместны!


Они снимут с себя все


Не знаю, где ты разглядел угрюмые лица и мрачные одеяния. Я вижу абсолютно другую картину. Люди у нас ходят не в темном, а в теплом. В смысле первейший критерий при выборе одежды на зиму — ее практичность. Вряд ли и ты, покупая шапку–ушанку, больше всего думаешь, как бы это развеселить окружающих своим потешным видом. Наши лица не суровы — они просто сосредоточенны. Пассажиры метро едут на работу, размышляют о серьезных вещах, в час пик могут скорчить недовольную мину из–за давки. Как, собственно, в любом метрополитене мира. И тут заходит человек–праздник с улыбкой до ушей и без штанов... Клянусь, я бы нажал кнопку вызова машиниста и сообщил, что в вагоне неуравновешенный тип. Как знать, если он презрел рамки приличия, то являются ли для него преградой другие моральные и правовые ограничители? Неровен час кусаться начнет. В общем, я с опаской отношусь ко всякого рода флешмобам и прочим прилюдным обнажениям эксцентричных натур.


Ты ведь читал определение эпатажа? Это «умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания». Не понимаю, что хорошего ты в этом увидел.


Если речь идет о подростках, то я с некоторым душевным скрипом допущу неотвратимость эпатажного поведения в юные годы. Как естественный этап взросления. Сам когда–то отращивал челку до подбородка и красил ее в медный цвет, была такая дурацкая мода. Мучительный период, когда уже хочется заявить о себе, но предъявить миру еще нечего: не вырос, не состоялся, не достиг. Приходится махать крашеной челкой или вдевать кольцо в ноздрю. Авось заметят. Заодно можно замаскировать собственную робость, неуверенность в себе, доказать сверстникам, что человека красят не только юношеские прыщи, но и пирсинг или татуировка. Все это понятно, объяснимо и допустимо.


Но когда в массовом кривлянье участвуют вполне взрослые люди, я недоумеваю. Когда зеленым цветом шевелюры из толпы пытается выделиться тетушка предпенсионного возраста, мне делается ее жаль. Когда зрелые мужики катаются на метро в исподнем, я им отчасти сочувствую. Значит, с младых ногтей и до сих пор не нашли иного способа самовыражения. Всю жизнь, должно быть, жадно мечтали о внимании публики, но так и не сумели его добиться. Осталось лишь снять штаны — и минута славы гарантирована. Печальное, если вдуматься, зрелище...


Кстати, из толпы выделяются и более опасными методами. Некоторые, например, лихачат на дорогах. Вижу агрессивного водителя, который демонстративно подрезает других участников движения, и понимаю: жизнь у бедняги не сложилась. Едет от осточертевшего семейного очага на скучную бесперспективную работу. Дома его третирует властная жена, в офисе — суровый начальник. Единственный яркий момент дня — те 15 минут дороги, когда он может доказать (в первую очередь — себе, потом — окружающим), что еще ого–го, альфа–самец, есть порох в давно отсыревших пороховницах...


Не сочти меня скучным, Андрей. Ты же знаешь, люблю повеселиться в хорошей компании, развлечься за бильярдным столом, съездить на рыбалку, а то и сходить с семьей в цирк. Но считаю, что игрушки следует подбирать по возрасту. Покупка хорошей машины или постройка собственного дома для нас с тобой более уместны, чем бой подушками и купание в фонтанах.


И выделяться стоит по–взрослому. Ты, к примеру, редактируешь солидный журнал, который недавно положил на лопатки аналогичные российские издания на конкурсе в Кемерово. Неплохо выделился! Или вот мы сообщали о парне, который в свои молодые годы уже написал докторскую диссертацию. Тоже человек, не сливающийся с серой массой, но не бреющий для этого голову под шахматную доску. Ученица лицея БГУ Роза Новицкая привезла из Бразилии золотую медаль с международной олимпиады по астрономии. Блеснула в планетарном масштабе без каких–либо эпатажных выбрыков. Кто может — выделяется умом, остальные — безумными поступками.


Поэтому я не соглашусь с твоим утверждением, будто и среди эксцентричных особ встречаются дельные личности. Мой опыт показывает, что, наоборот, у действительно талантливого человека есть куда девать свою эксцентричность: она сублимируется в творчество — в музыкальные композиции, живописные полотна, стихи и прозу. Бесталанность же до гробовой доски рядится в цветные одежки или вставляет яркие перья в давно седую шевелюру, чтобы хоть таким образом подчеркнуть свою принадлежность к богеме.


Есть редкие флешмобы, которые я признаю. Это когда страна в едином порыве идет возлагать цветы и зажигать свечи на месте какого–либо трагического происшествия. Или стихийно скупает елки, а потом столь же массово их выбрасывает, отпраздновав Новый год. Все прочее — психоз и позорище. И если ему потакать, то скоро молодым весельчакам станет скучно эпатировать публику своими трусами. И они снимут с себя последнее.

Авторы публикации: Роман РУДЬ, Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ

←В Беловежскую пущу хотят вернуть медведей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика