Читать, а не «качать»
— За несколько дней я видел всего 2—3 человек с букридерами. Основная масса читает бумажные издания, — подтвердил мой знакомый, только что вернувшийся из Варшавы.
Почему? В Европе и США более жесткое законодательство, которое не позволяет за спасибо скачать любую книгу или журнал. К тому же привычные, желтеющие со временем страницы все же создают особую атмосферу, ради которой и я раз за разом откладываю в сторону букридер и тянусь за книжным корешком.
В Беларуси тем временем завершился Год книги. С успехом или нет — рано судить, итоги еще подводятся. Он был призван пробудить интерес к чтению в первую очередь у молодого поколения, а следовательно — это долгосрочная перспектива. Пока же, увы, не везде можно видеть очереди в книжных магазинах или пассажиров с бумажными изданиями в транспорте. А коллега недавно сходила в районную библиотеку и к своему удивлению услышала, что она восьмой (!) посетитель за месяц. Помню, не так давно приходилось по полчаса стоять в очереди, чтобы взять в городской библиотеке пару книг.
Я заинтересовалась, сколько субъектов хозяйствования в нашей стране занимается издательской деятельностью. Оказалось, около 700. Но не все зарегистрированные структуры одинаково активно участвуют в книгоиздательском бизнесе, так как значительную часть этого количества составляют мелкие предприятия и учреждения, для которых эта деятельность, прямо скажем, не является основной. Из активно действующих издательских учреждений большинство — около 90 — выдали от 11 до 50 наименований. Еще 35 выпустили от 51 до 100 и только 20 — от 101 до 400 наименований (среди них «АСТ», «Белый ветер», госиздательства «Народная асвета», «Вышэйшая школа», «Издательский дом «Белорусская наука», другие). Что же касается госиздательств, то в 2011-м книги 524-х наименований вышли тиражом 1,99 миллиона экземпляров.
Как видим, государство много внимания уделяет издательской деятельности. Достаточно привести и такой факт: субсидии на выпуск изданий на белорусском языке доходят до 50 процентов (для детей дошкольного и младшего школьного возраста — до 60 процентов отпускной цены издательства с учетом НДС), на русском языке — до 30 процентов, а на значимые издания — до 100 процентов. Только покупайте новенькие, прекрасно иллюстрированные издания и читайте!
Убеждена, это по-прежнему модно. Но чтение — тоже привычка, которая вырабатывается годами в определенных условиях. Белорусский Год книги здесь внес свой полезный вклад. Но, наверное, чтобы закрепить эту важную привычку среди соотечественников, потребуется не год, а минимум Десятилетие книги.
Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»