На рынки ходим по старинке?

Источник материала:  

Станут ли гипермаркеты народными рынками и почему рынки настоящие сдают свои позиции?

Сравнение цен, сформировавшихся на рынках и в крупных торговых центрах, все чаще говорит в пользу последних, хотя есть и немало исключений. Они подкрепляют убежденность многих покупателей в том, что на базаре сегодня товар и дешевле, и свежее. И они по привычке идут и едут сюда за покупками в надежде сэкономить. Достигают ли своей цели?

Что ищем и что находим?

Человеку с приличным достатком, конечно, все равно, где и что покупать. Но многодетная мама и опытная хозяйка большой семьи Вера Савицкая из Минска уже давно сделала выбор в пользу дискаунтера. И объясняет свои привязанности по-житейски просто:

— Надоело, что на рынке обманывают едва ли не на каждом шагу. К тому же цены на витаминную продукцию, когда заканчивается летний сезон, заламывают такие, что проще съездить на кольцевую в дискаунтер и “затариться” овощами и фруктами, а заодно и другими продуктами на всю неделю.

Женщина абсолютно права. Мы действительно пребываем в некоей иллюзии, что рынок — это в первую очередь свежий товар и экономия средств. Скажите, вы сами выбираете здесь овощи и фрукты, которые вам приглянулись? Наверняка нет. А знаете почему? В большинстве случаев вам не позволят этого сделать. Хотя, казалось бы, рынок — выбирай, что хочешь. Торгуйся, сколько душе угодно. Но...

Как только вы прикоснетесь к пирамидам из апельсинов, яблок или груш, сооруженным на прилавке, тут же услышите окрик: мол, идите в магазин и там “лапайте”.

Понятно, почему торговцы проявляют такую “принципиальность”. Как же иначе “толкнуть” покупателю подгнившую продукцию? А применив “строгости”, можно набросать в пакет вместе с хорошими овощами и фруктами гнилье, которое человек обнаружит только дома. Не бежать же ему назад, чтобы обнародовать обман и вернуть деньги за некачественную витаминную продукцию? Именно на это и рассчитывают нечистые на руку торговцы.

Впрочем, и низкими ценами на рынке сегодня тоже, как говорят, не пахнет. По очень многим позициям сравнение будет только в пользу дискаунтера, гипермаркета, а порой даже маленьких магазинчиков рядом с домом.

Мелким оптом дешевле

С ценами на овощи и фрукты в гипердискаунтере особая ситуация. Сегодня ему нет равных по этой позиции. В гигантском торговом зале выставлены ящики с разнообразными овощами и фруктами. Подходи, выбирай, взвешивай и забирай. Причем можешь переворошить хоть гору витаминной продукции, выискивая именно то, что тебе нужно, и никто из продавцов даже бровью не поведет.

И ценовая планка на другие продукты порадует людей с разным достатком, хотя покупатели, которые умеют считать деньги, несомненно, едут не на рынок, а в гипердискаунтер.

— Когда мои соседки узнали, что здесь продукты стоят дешевле, чем в обычных продуктовых магазинах, мы стали наведываться в гипердискаунтер за покупками, — говорит столичная пенсионерка Нина Дусь. — Постигли даже некоторые хитрости: крупы, консервы, печенье, мясо и рыбу берем мелким оптом — получается дешевле, чем в торговых точках рядом с домом. К тому же привлекают скидки. В итоге за месяц удается сэкономить на покупках 150 тысяч рублей.

Скидка скидке рознь

В гипердискаунтере действительно рай не только для искушенных  потребителей. Какие скидки мы обычно видим на рынке или в ближайшем магазине? В лучшем случае цены на товар снижают на пять процентов. Но если присмотреться к нему внимательнее, то наверняка придется отказаться от идеи положить в корзинку продукцию по сниженным ценам. Ведь, например, майонез или кетчуп будут практически с истекшим сроком годности, а овощи и фрукты — с подгнившими боками.

В гипердискаунтере душа порадуется гибкой системе скидок. Причем не на товары, у которых заканчивается срок годности, а на те, которые будут храниться не меньше года. Умная маркетинговая политика позволяет отслеживать, какая продукция “замедлила ход” и остается подолгу лежать на полках. Обнаружив это, ее сразу выставляют на видное место, снижая цену. В торговом зале постоянно действует зона скидок на товары, которая располагается со стороны главного входа.

Понятно, что народ охотно берет эту продукцию, даже если и не планировал подобные покупки. Уловка маркетологов, скажете? Несомненно, но она приятна и не обременительна для кошелька потребителя. Здесь многие акции направлены в первую очередь на привлечение покупателей. Вот и получается, что из дверей больших магазинов народ выходит с огромными пакетами покупок. В пристоличных деревнях, к примеру, слово “дискаунтер” уже стало нарицательным. Бабушки, говоря о родственниках, которые поехали в столицу за покупками, переиначивают иностранное название на разные лады, но имеют в виду одно и то же: поехали туда, где дешевле (в их понимании — на огромный рынок, где есть все).

“Заигрывать” с покупателями магазинам-гигантам позволяет не только хорошо продуманная маркетинговая политика. У самого крупного в столице дискаунтера есть свой логистический центр, который экономит немало средств: продукция отсюда поставляется сразу в торговые залы разветвленной сети магазинов, минуя складские помещения.

Когда ждать перемен?

Совсем недавно на одном из сайтов в интернете развернулась горячая дискуссия по поводу демпинга цен гипермаркетами и дискаунтерами. Во многих комментариях высказывалось опасение, что гиганты поглотят  маленькие магазины пошаговой доступности, а со временем и рынки. Вот тогда цены взлетят вверх.

Гипотетически это возможно. Но пока, судя по ценам, дискаунтеры успешно справляются с ролью рынков. Здесь цены по многим позициям ниже. Более того, торговые работники рынков пока никак не реагируют на эту ситуацию, стараются жить, не замечая изменений и обостряющейся конкуренции. Но как бы действительно не получилось так, что заложником ситуации в итоге окажется покупатель, который пока в выигрыше. Ведь с исчезновением с торгового поля конкуренции (а такое может случиться, если дискаунтеры вытеснят рынки и пошаговые магазины) те же  самые гипермаркеты смогут диктовать свои цены. А альтернативы у нас уже не будет. Есть о чем задуматься, правда?..

Почему на рынке держат высокие цены? С таким вопросом “НГ” обратилась в Белкоопсоюз, зная, что даже маленькие магазинчики стараются держать “нос по ветру”: объявляют о скидках, дают покупателям карточки, позволяющие снизить стоимость покупки, предоставляют бесплатные мешки.

Здесь пояснили, что хотя рынки и контролируются Белкоопсоюзом, места здесь арендуют в основном частные предприниматели и просто частники. Они сами устанавливают цены на свой товар. И по сути никто им не указ.

Вместе с тем, замечает начальник сектора цен и конъюнктуры рынка Белкоопсоюза Оксана Цикун, цены на продукцию растениеводства у потребкооператоров и у частников на рынках отличаются. Они обусловлены тем, что Белкоопсоюз создает большие запасы овощей и фруктов на межсезонный период во время массовых заготовок, закупая излишки у населения. Тогда же формируется и цена, в которую закладываются лишь расходы на хранение продукции. При этом она всегда ниже, чем у частников. А на такие овощи, как картофель, морковь, лук, свекла и капуста, торговые надбавки регулируются Мингорисполкомом и облисполкомами.

Что же касается частника, то он выставляет ту цену за товар, которую считает выгодной. Утром стоимость товара может быть одна, а к вечеру другая. Все зависит от спроса на реализуемый товар.

Но как долго продлится такая ситуация? И чего ждать покупателям? Выживут ли рынки в конкурентной борьбе с гипермаркетами? По словам председателя Минского союза предпринимателей и работодателей Владимира Карягина, тенденция выдавливания крупными дискаунтерами мелких магазинов и рынков будет продолжаться, причем свойственна она и сопредельным странам — России, Украине и другим.

— В этой ситуации задача государства — действенная антимонопольная политика, которая бы предоставила шанс на выживание и процветание каждому — и большому магазину, и малому, — отметил он. — Пока же антимонопольные механизмы должным образом не работают и мы имеем то, что имеем. Лично я — за гипермаркеты, это весьма эффективные торговые предприятия. Но ситуация должна развиваться в цивилизованном русле.

 У дискаунтера не только проверенные поставщики продуктов питания, но еще и собственные производства мясных и молочных изделий. Что также работает на формирование стоимости продукта. А многие цены здесь действительно привлекательнее, чем на рынке. Об этом можно судить по приведенному в таблице набору ходовых продуктов.

 Товарная позиция

Цена 

 

В гипермаркете "Евроопт-Дискаунтер"

На Комаровском рынке

Мандарины

14 500

16 000

Яблоки

6 550

7 000

Апельсины

12 500

17 000

Лимоны

18 500

20 000

Виноград

29 500

45 000

Ананасы

16 500

30 000

Гранаты

19 700

17 000

Киви

10 500

14 500

Грейпфрут

13 500

20 000

Груши "конференция"

14 500

25 000

Хурма "каки"

22 500

26 000

Бананы

11 500

 11 500

Огурцы

23 500

30 000

Капуста пекинская

6 500

12 500

Капуста белокочанная

2 250

3 850

Помидоры

24 500

25 000

Перец

32 500

25 000

Картофель

2 750

2 500

Морковь

2 850

3 500

Чеснок

28 500

70 000

Свекла

1 700

3 500

Лук репчатый

2 700

6 000

Яйца куриные

11 300

10 100

Крыло цыпленка

25 900

25 000

Бедро цыпленка

38 600

32 000

Голень цыпленка

31 600

30 000

Тушка цыпленка

22 600

26 000

Майонез "Провансаль-люкс"

5 500

4 800

Майонез "Городской"

3 650

4 000

Сыр голландский

67 900

46 000

Российский

61 450

50 000

Активия 3 % 125 г

3 450

4 200

Йогурт "Савушкин продукт" 2 % 120 г

2 350

3 500

Сметана 14 % 300 г

5 600

6 300    12%

Сырки глазированные 26 % "Млитэпс"

2 600

2 300

Кофе "Жокей классический" зерно 0,5 кг

51 400

43 500

Масло подсолнечное рафинированное

13 800

16 500

Колбаса сыровяленая "Рублевская" Гродненский мясокомбинат

119 050

129 990

Кетчуп "Чумак" 450 г

9 560

11 700

Гречка

5 500

9 500

Рис 700 г

5 300

8 500

Спагетти (российские) 450 г

6 550

7 500

Кукуруза консервированная

5 500

8 000

Зеленый горошек

5 700

8 000

Филе рыбы пангасии

25 900

49 900

Рыба скумбрия

24 900

39 900

Сельдь соленая

21 200

32 000

Всего за набор

894 860

1 033 740

Разница, руб.

+ 138 880

Разница, %

+ 15,5 %

Даже беглый анализ представленной таблицы помогает ответить на вопрос, где сегодня дешевле: на рынке или в гипердискаунтере.

В тему
По данным Белстата, в прошлом году снизились цены на крупы (97 процентов к декабрю 2011 года), чай (98,3 процента), масло растительное (99,2 процента).
Среди продуктов питания больше всего в минувшем году росли цены на на муку пшеничную, хлеб, масло животное. Молоко и молочные продукты подорожали на 22,7 процента, сыры — на 24,4 процента, мясо и птица — на 17,4 процента, колбасы — на 17,9 процента. Фрукты за год подорожали на 6,5 процента, овощи — на 10,9 процента. При этом цены на картофель возросли на 25,6 процента.
Вместе с тем цены на непродовольственные товары увеличились меньше. Менее всего среди товаров непродовольственной группы это коснулось бытовых электроприборов — рост на 1,6 процента к декабрю 2011 года.
Что касается цен и тарифов на платные услуги, то они повысились больше, чем на товары. Возглавляют список цены на санаторно-оздоровительные услуги.

 Глас народа

Рынки: ЗА и ПРОТИВ

Мнение читателей по “магазинно-рыночной теме” не пришлось даже выяснять, правда, основная часть комментариев была вызвана другим материалом “НГ” — “Море вопросов про суши”. Впрочем, сути это не меняет.

Аркадий, Минск:
— Рынки становятся все более отвратительными, а продавцы превращаются в редких снобов, это точно. Прихожу на Свелту, что в Серебрянке, и невольно вспоминаю конец восьмидесятых. Тот же скудный ассортимент и то же хамство не всегда трезвых продавцов. Так нужны ли они вообще, эти рынки?

Лешик, Орша:
— Рынки изжили себя. Помните, сколько шуму было в Москве по поводу закрытия Черкизовского рынка? А сейчас москвичи ходят в свои “Ашаны” и только рады этому — там товары оказались даже дешевле, чем стоили на рынках.

Екатерина ПОЛОВЕЦ, Молодечно:
— А мне жаль рынки. Антисанитарии там, конечно, много, но... Помните, как раньше ходили жвачки покупать, орехи... Да и ряженку настоящую можно было купить только на базаре. А сколько знакомых там можно было встретить! Понимаю, что времена другие, но все равно жаль. И еще: а куда денутся бабушки, десятилетиями кормившиеся на “рыночных отношениях” со своими семечками, укропом и луком?

Злой горожанин:
— О, уже и рынки стали анахронизмом. А до этого киоски убрали с остановок. В результате утром перед работой забежишь в магазин на минуту купить сигареты, а там работают одна-две кассы из десяти, и стоит в них дружная колонна похмельных “синяков”. И хорошо еще, если наберешь нужную сумму без сдачи. Кому, спрашивается, мешали эти “комки”? Пиво там продавали — ну так убрали бы пиво из них, и всего делов!

←Живая история благотворительности

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика