Откуда в деревне Семежево взялись "колядные цари"?
14.01.2013 18:47
—
Новости Общества
Откуда в деревне Семежево взялись "колядные цари"?
Уникальный народный обряд "Колядные цари" можно видеть каждый год в деревне Семежево Копыльского района. По словам историков, обряд берет свое начало с конца XVIII столетия, когда после раздела Речи Посполитой в 90-х годах деревня перешла к Российской империи.
Во время празднования Нового года по старому стилю (юлианскому календарю) солдаты и офицеры ходили по дворам, показывая веселое представление, за что хозяева одаривали их угощением. Жителям этот обряд запомнился с хорошей стороны, и после ухода царской армии традиция отмечать праздник прижилась.
С приходом большевиков это действо строго запретили. Народные гуляния были так неприятны пролетариям, что за обряд можно было получить позорное от советской власти наказание. После Второй мировой войны и репрессий 60-х годов за антисоветское поведение праздник постепенно восстановился при помощи местных жителей.
В обряде участвуют молодые мужчины и юноши, так называемые цари, одетые в специальные костюмы (белые брюки и сорочки). Красные семежевские пояса с геометрическим орнаментом крест-накрест повязаны на груди каждого царя, на голове - высокие шапки с разноцветными бумажными лентами. Создаются несколько отрядов, которые ходят по деревням и колядуют. Зайти цари могут в любой дом, и заранее известна лишь улица, по которой они будут идти.
Процессия из семи царей на Щедрый вечер посещает дома сельчан и разыгрывает драму "Царь Максимилиан". Среди колядовщиков есть и местные персонажи - Дед и Баба. Завершается представление традиционным поздравлением хозяев дома и одариванием участников обряда.
С наступлением вечера зажигаются факелы. Праздник получает особое настроение и зрелищность.
Этот уникальный белорусский обряд в 2009 году вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Вторым нематериальным наследием этой деревни считается местная техника закладного ткачества. Действительно, подобной техникой владеют лишь жители Семежево, которые в свое время значительно превзошли известных слуцких ткачей. Оказалось, что ткачи Семежево намного раньше стали вывозить свой товар в другие поселения и города. Например, в музее ткачества есть грамоты конца XIX - начала XX века об участии на выставке ВДНХ.
Кроме интересного обряда, жители деревни сохранили культуру ткачества. Буквально в каждом доме находится станок, на котором можно работать. Огромная заслуга в развитии быта жителей принадлежит Радзивиллам. Именно они, как хозяева этой земли, считаются основоположниками этой культуры. Отличительной чертой жителей деревни считается трудолюбие. Старожилы рассказали, что если в году не было ни одного праздника, то целый год никто не пил вообще ничего спиртного.
Во время празднования Нового года по старому стилю (юлианскому календарю) солдаты и офицеры ходили по дворам, показывая веселое представление, за что хозяева одаривали их угощением. Жителям этот обряд запомнился с хорошей стороны, и после ухода царской армии традиция отмечать праздник прижилась.
С приходом большевиков это действо строго запретили. Народные гуляния были так неприятны пролетариям, что за обряд можно было получить позорное от советской власти наказание. После Второй мировой войны и репрессий 60-х годов за антисоветское поведение праздник постепенно восстановился при помощи местных жителей.
В обряде участвуют молодые мужчины и юноши, так называемые цари, одетые в специальные костюмы (белые брюки и сорочки). Красные семежевские пояса с геометрическим орнаментом крест-накрест повязаны на груди каждого царя, на голове - высокие шапки с разноцветными бумажными лентами. Создаются несколько отрядов, которые ходят по деревням и колядуют. Зайти цари могут в любой дом, и заранее известна лишь улица, по которой они будут идти.
Процессия из семи царей на Щедрый вечер посещает дома сельчан и разыгрывает драму "Царь Максимилиан". Среди колядовщиков есть и местные персонажи - Дед и Баба. Завершается представление традиционным поздравлением хозяев дома и одариванием участников обряда.
С наступлением вечера зажигаются факелы. Праздник получает особое настроение и зрелищность.
Этот уникальный белорусский обряд в 2009 году вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Вторым нематериальным наследием этой деревни считается местная техника закладного ткачества. Действительно, подобной техникой владеют лишь жители Семежево, которые в свое время значительно превзошли известных слуцких ткачей. Оказалось, что ткачи Семежево намного раньше стали вывозить свой товар в другие поселения и города. Например, в музее ткачества есть грамоты конца XIX - начала XX века об участии на выставке ВДНХ.
Кроме интересного обряда, жители деревни сохранили культуру ткачества. Буквально в каждом доме находится станок, на котором можно работать. Огромная заслуга в развитии быта жителей принадлежит Радзивиллам. Именно они, как хозяева этой земли, считаются основоположниками этой культуры. Отличительной чертой жителей деревни считается трудолюбие. Старожилы рассказали, что если в году не было ни одного праздника, то целый год никто не пил вообще ничего спиртного.
Валентина Шуракова, директор районно-краеведческого музея: "Трудолюбие деревни так или иначе привело к зажиточности. Когда в райцентре мечтали о "Москвичах", тут уже давно ездили на "Волгах". Но есть и трудности. К примеру, на наши праздники приезжает много туристов. Их других городов и даже стран. А поселить их негде. В деревне живут обеспеченные люди, и нет необходимости создавать агроусадьбу для приезжих".