Бездетные пары из России начали заключать договоры на суррогатное материнство в Беларуси
Источник материала: БелТА
09.01.2013 15:47
—
Новости Общества
9 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Бездетные пары из России начали заключать договоры на суррогатное материнство в Беларуси, сообщил корреспонденту БЕЛТА партнер адвокатского бюро "Право и семейная медиация" адвокат Александр Пыльченко.
Адвокат пояснил, что в правовом регулировании суррогатного материнства в Беларуси и России есть различия. Так, в Беларуси услугой суррогатного материнства может воспользоваться только женщина, в законодательстве Российской Федерации такое ограничение отсутствует. Нет в нем и жестких требований к суррогатным матерям. "Помимо удовлетворительного состояния здоровья, допустимого возраста и наличия собственного здорового ребенка иных требований к суррогатной матери не предъявляется", - отметил он.
Кроме того, адвокат напомнил, что правовая база для оказания подобной медицинской помощи тем, кто нуждается в применении репродуктивных технологий, в том числе это и жители сопредельных государств, в Беларуси создана со вступлением в июле 2012 года в силу закона "О вспомогательных репродуктивных технологиях". В этом документе определены условия и порядок применения вспомогательных репродуктивных технологий, права и обязанности граждан, обращающихся за медицинской помощью, гарантии защиты их прав и интересов государством. Особое место в законе отведено суррогатному материнству.
В том числе есть норма о том, что договор суррогатного материнства в Беларуси должен быть нотариально заверен. Предусмотрен и перечень обязательных условий для такого договора. "Кроме того, новым законом закреплен возмездный характер услуги суррогатного материнства. Исключение делается, когда такую услугу предоставляют родственники. В российском законодательстве вышеприведенные положения отсутствуют. Словом, белорусский закон более четко определяет права и обязанности сторон, заключивших договор, и дает реальные гарантии будущим родителям", - отметил Александр Пыльченко.
Он добавил, что в белорусском законе четко оговорены условия, при которых женщина вправе воспользоваться услугой суррогатного материнства. В частности, должны быть медицинские показания, по которым она не может выносить и родить ребенка. Помимо того, если женщина состоит в браке, то на применение суррогатного материнства требуется согласие супруга. Довольно жестко определены и требования, предъявляемые к суррогатной матери. Безусловно, у нее не должно быть медицинских противопоказаний к вынашиванию и рождению ребенка. Она должна состоять в браке, а ее возраст должен быть от 20 до 35 лет. Также у нее должен быть ребенок. На момент заключения договора суррогатная мать должна соответствовать и другим требованиям: она не должна быть признана судом недееспособной или ограниченно дееспособной, не может быть лишенной родительских прав, не должна быть отстранена от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на нее обязанностей и др. Кроме того, стать суррогатной матерью не может женщина, которая осуждалась за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления против человека или проходит в качестве подозреваемой, обвиняемой по уголовному делу.
"Наличие подобных норм освобождает генетических родителей от необходимости собирать вышеуказанную информацию о суррогатной матери различными способами, в том числе и незаконными", - подчеркнул адвокат. Кроме того, самое главное - законом определен статус генетических родителей и суррогатной матери.
Также Александр Пыльченко напомнил, что после рождения ребенка суррогатная мать обязана передать, а генетическая мать - принять родившегося ребенка. То есть генетическая мать юридически является матерью ребенка, а суррогатная мать прав на ребенка не имеет. Суррогатная мать лишь оказывает возмездную услугу на основании договора. "Эта норма, по нашему мнению, является очень важной, поскольку изначально расставляет все точки над "i". Закон в этой части очень удачный и четкий, поскольку не позволяет сторонам договора уклониться от исполнения взятых на себя обязательств - например, не передать или не принять ребенка", - считает партнер адвокатского бюро.
Более того, если еще раз сравнить белорусский закон с российским то, несмотря на идентичность терминов, схожесть требований к суррогатной и генетической матерям, в России после рождения ребенка для юридического закрепления за генетическими родителями их статуса требуется заявление суррогатной матери. То есть такая ситуация, как отметил адвокат, создает для суррогатной матери возможность злоупотреблять своим положением, и такие примеры нередки на практике.
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)