Учимся не по-детски
При приеме на работу мы спрашиваем кандидатов, чем, на их взгляд, отличается обучение взрослых от работы с детьми. «Да нет особых отличий. Взрослых научить даже легче. Они знают, чего хотят, поэтому более осознанно подходят к обучению, у них есть внутренняя мотивация», — попадается в ловушку неопытный преподаватель.
Hа самом деле, все не так просто. Решение заняться иностранным языком не отменяет авралы на работе, воспитание детей и домашние дела. Каждый имеет опыт изучения языка и собственное мнение, как его надо правильно преподавать. Взрослые критически относятся к новому, некомфортно чувствуют себя за партой и тяжело переживают свои неудачи. Многолетний опыт показывает, что взрослых учить не легче, и к ним нужен иной подход.
Чтобы соответствовать ритму нашего времени, приходится учиться и развиваться всю жизнь. Именно поэтому практика преподавания у взрослых — андрагогика — выделяется в отдельную отрасль педагогической науки. Ее цель — описание принципов учебного процесса, а также коррекция основных сложностей, с которыми сталкиваются взрослые при обучении. Итак, что нам мешает учиться и как с этим справиться?
Возраст. Наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком — младший школьный возраст. Процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают уже не так продуктивно. Вместе с тем, именно иностранный язык способствует улучшению качества этих процессов. Кроме того, с возрастом у человека появляется профессиональный и жизненный опыт, умение ставить цели и работать с информацией. Взрослый усвоит меньше информации, но будет интенсивнее и эффективнее ей пользоваться. Путь, который школьник проделает за 5-6 лет, взрослый может одолеть за 1-2 года.
Отрицательный опыт. Неудачи при изучении иностранного языка порождают массу комплексов — от пресловутого языкового барьера до отказа понимать речь на слух. Лучше всего усвоено одно правило: «Не знаешь — молчи!». Избавившись от воображаемых трудностей, студент осознает, что все барьеры под силу преодолеть любому. На помощь в данной ситуации приходят активные формы работы в группе. Лекционный формат противопоказан! Чем более интенсивно взрослый участвует в дискуссиях, обучающих играх, тем лучше будет его результат. «Не знаешь — спроси!» — гласит современный подход к обучению.
Скепсис. Критический настрой мешает довериться преподавателю и следовать его рекомендациям. Андрагогика подсказывает, что взрослые стремятся к самостоятельности и самоуправлению, отсюда и боязнь потерять контроль над любым процессом. Стоит преподавателю объяснить, зачем выполняется то или иное упражнение, и сомнения рассеиваются. Например, многие серьезные взрослые напрасно считают пение песен на занятии пустой тратой времени. Но это легкий и приятный способ поработать над дикцией, темпом речи, лексикой. Если вам весело, это не значит, что вы не работаете.
Нехватка времени. В сутки часов не добавишь, но распределить и оптимально заполнить своё время — задача выполнимая. Кроме интенсивной работы в классе, преподаватель помогает организовать работу с материалом самостоятельно. Как правило, в домашнем задании задействуется не один аспект языка. Грамматические упражнения тренируют орфографию, обогащают словарный запас, помогают усвоить структуру предложения и т.д. В текстах содержится языковой компонент, а также страноведческие и культурные особенности. Внимательное выполнение упражнения решает сразу несколько задач.
Отношение к обучению. Взрослым нельзя пригрозить плохой отметкой, их родителей не вызовешь в школу. Они критически подходят к содержанию обучения, анализируют и систематизируют полученную информацию и способы ее преподнесения. При этом, почувствовав трудности, склонны списывать свои неудачи на отсутствие способностей, возраст и напряженный график, в то время как могли бы с помощью профессионала преодолеть эти барьеры и овладеть языком на уровне, достаточном для общения. Хороший преподаватель покоряет своим мастерством: поддерживает и дисциплинирует, вдохновляет и не дает сдаться.
С описанными сложностями сталкивается большинство наших взрослых студентов. Мы делаем все возможное, чтобы конструктивно их преодолеть. С каждой группой мы проживаем маленькую жизнь, вместе справляемся с трудностями и радуемся успехам. Мы следим за мировыми тенденциями, внедряем новые технологии, воплощаем оригинальные идеи. Мы делаем все, чтобы нашим преподавателям было интересно у нас работать, а клиентам — учиться.
В Streamline радуются всем, кто решил попробовать свои силы в изучении иностранных языков. В знак признательности за выбор нашей школы весь январь мы предоставляем скидку 10% на обучение и дарим подарок каждому записавшемуся на курсы иностранных языков в Минске и Могилеве. |
Узнать подробнее о программах и акции можно по телефонам в Минске (017) 306-44-06, (017) 290-44-90 и Могилеве (222) 25-10-00, а также на нашем сайте www.str.by.
Марина Болтрукевич, заместитель директора Streamline по методической работе