Век такси. Первому в Минске таксопарку исполнилось 100 лет
05.01.2013 11:58
—
Новости Общества
Век такси. Первому в Минске таксопарку исполнилось 100 лет
Сегодня есть повод задуматься о юбилейном мега-корпоративе руководителям столичных таксопарков. Сто лет назад предприниматель Ефим Арамович выпустил на улицы Минска второй общедоступный автомобиль марки "Форд"…

Если в хозяйстве у человека имеется один автомобиль, то можно ли назвать это автохозяйством? Безусловно — нет. Слишком мало единиц техники.
А если наличествуют целых два авто? Да к тому же их хозяин занимается наемным извозом… Тогда это, вне сомнения, автохозяйство. И даже, скажем исключительно высокопарно, таксомоторный парк!
В январе 1913 года "Минский голос", а следом за ним и другие газеты сообщали: "АВТОМОБИЛЬ № 2. С 1 января по городу курсирует для перевозки пассажиров принадлежащий г-ну Арамовичу автомобиль "Ford" под № 2. Стоянка там же, где № 1 — у Александровского сквера".
В дореволюционном Минске автомобили были единичны. У губернатора Гирса, у командира 4-го армейского корпуса генерала Новосильцова, у эксцентричного аристократа-спортсмена Любанского… И хотя через универсальный магазин Левина машину можно было заказать из Риги, Петербурга или Москвы — заказать даже вместе с механиком-инструктором, однако представителей среднего класса отпугивала запредельная цена.
Знаменитый в начале XX века "Ford T" продавался в России за 2500 рублей (для справки: начальная цена лошади для кавалерии была примерно 100 рублей), хотя на своей родине в Северо-Американских Соединенных Штатах эта массовая модель, ласково прозванная "Лиззи", стоила порядка 700 долларов, что приблизительно соответствовало такой же сумме в рублях. Но, как говорится, за морем телушка — полушка…
А сто лет назад вдруг оказалось, что благодаря Ефиму Арамовичу всякий минский обыватель может гордо восседать в самобеглом экипаже, оснащенном двигателем внутреннего сгорания. Для губернского города это явилось событием!
Справедливости ради надо заметить, что первая попытка наладить в Минске автоизвоз была сделана несколькими годами ранее. Однако это начинание оказалось, увы, связано с первой в Минске автокатастрофой. Знаток старого Минска историк Захар Шибеко так описывал события.
В 1906 году мещанин Иван Федоров обратился в городскую управу с прошением разрешить ему перевозить на автомобиле пассажиров. Дебютный выход шестиместного "Мерседеса" на улицы Минска состоялся 20 августа.
На улице Подгорной (совр. Маркса), там, где она спускается к Свислочи, водитель пустил автомобиль полным ходом. Тяга тормоза не выдержала, и машина, потеряв управление, врезалась в телеграфный столб. Пассажиров выбросило на мостовую, а оторвавшиеся колеса раскатились в разные стороны. Хроникеры городских газет сообщали, что один пассажир пострадал настолько, что надежды на выздоровление уже не было…
Городские власти на несколько лет объявили "мораторий" на таксомоторные перевозки, Судя по всему, пролоббировала это решение гильдия городских извозчиков. В мещанской среде еще долго поддерживалось мнение об автомобиле как об исчадии ада.
Уж, казалось бы, кто-кто, но просвещенные вьюноши-гимназисты должны были приветствовать моторный прогресс, однако же вот перл 1913 года, который я обнаружил в "Книге для записи проступков учащихся Минской мужской правительственной гимназии" (в обиходе — кондуит):
"Ученик II класса Холево приведен в гимназию постовым городовым с сообщением, что тот на улице бросал камни в автомобиль".
Впрочем, кое-что понятно в поведении минского озорника образца 1913 года: собирая стаи собак, чихая, стреляя и воняя, громыхает по булыжнику самобеглая коляска. Ну разве можно нормальному мальчишке не "высказать" свое отношение…
Исследователи отмечают, что в канун Первой мировой войны таксомоторами в Минске служили шесть автомобилей марок "Форд", "Даррак", "Олдсмобиль", "Мерседес" и "Опель". А в том же 1913 году минчанин Выготский подал прошение о разрешении на перевозку пассажиров автобусом вместимостью 20 человек. Таковое было получено весной 1914 года, и между центром города и Комаровкой начал курсировать пассажирский фургон. Плата за проезд составляла 25 копеек, в то время как билет на конку стоил 5 копеек…
А началась история минских коммерческих автопарков с предприятия Ефима Арамовича.

Если в хозяйстве у человека имеется один автомобиль, то можно ли назвать это автохозяйством? Безусловно — нет. Слишком мало единиц техники.
А если наличествуют целых два авто? Да к тому же их хозяин занимается наемным извозом… Тогда это, вне сомнения, автохозяйство. И даже, скажем исключительно высокопарно, таксомоторный парк!
В январе 1913 года "Минский голос", а следом за ним и другие газеты сообщали: "АВТОМОБИЛЬ № 2. С 1 января по городу курсирует для перевозки пассажиров принадлежащий г-ну Арамовичу автомобиль "Ford" под № 2. Стоянка там же, где № 1 — у Александровского сквера".
![]() |
Стоянка таксомотора на углу Александровского сквера в Минске. Автомобиль марки "Форд" занимает ту сторону Захарьевской улицы (проспекта Независимости), где сегодня на Октябрьской площади находится гранитная трибуна. Фотооткрытка начала ХХ века. Издание А. И. Фиалко — Вильна. Из фондов Национального музея истории и культуры Республики Беларусь. |
В дореволюционном Минске автомобили были единичны. У губернатора Гирса, у командира 4-го армейского корпуса генерала Новосильцова, у эксцентричного аристократа-спортсмена Любанского… И хотя через универсальный магазин Левина машину можно было заказать из Риги, Петербурга или Москвы — заказать даже вместе с механиком-инструктором, однако представителей среднего класса отпугивала запредельная цена.
Знаменитый в начале XX века "Ford T" продавался в России за 2500 рублей (для справки: начальная цена лошади для кавалерии была примерно 100 рублей), хотя на своей родине в Северо-Американских Соединенных Штатах эта массовая модель, ласково прозванная "Лиззи", стоила порядка 700 долларов, что приблизительно соответствовало такой же сумме в рублях. Но, как говорится, за морем телушка — полушка…
А сто лет назад вдруг оказалось, что благодаря Ефиму Арамовичу всякий минский обыватель может гордо восседать в самобеглом экипаже, оснащенном двигателем внутреннего сгорания. Для губернского города это явилось событием!
Справедливости ради надо заметить, что первая попытка наладить в Минске автоизвоз была сделана несколькими годами ранее. Однако это начинание оказалось, увы, связано с первой в Минске автокатастрофой. Знаток старого Минска историк Захар Шибеко так описывал события.
В 1906 году мещанин Иван Федоров обратился в городскую управу с прошением разрешить ему перевозить на автомобиле пассажиров. Дебютный выход шестиместного "Мерседеса" на улицы Минска состоялся 20 августа.
На улице Подгорной (совр. Маркса), там, где она спускается к Свислочи, водитель пустил автомобиль полным ходом. Тяга тормоза не выдержала, и машина, потеряв управление, врезалась в телеграфный столб. Пассажиров выбросило на мостовую, а оторвавшиеся колеса раскатились в разные стороны. Хроникеры городских газет сообщали, что один пассажир пострадал настолько, что надежды на выздоровление уже не было…
Городские власти на несколько лет объявили "мораторий" на таксомоторные перевозки, Судя по всему, пролоббировала это решение гильдия городских извозчиков. В мещанской среде еще долго поддерживалось мнение об автомобиле как об исчадии ада.
Уж, казалось бы, кто-кто, но просвещенные вьюноши-гимназисты должны были приветствовать моторный прогресс, однако же вот перл 1913 года, который я обнаружил в "Книге для записи проступков учащихся Минской мужской правительственной гимназии" (в обиходе — кондуит):
"Ученик II класса Холево приведен в гимназию постовым городовым с сообщением, что тот на улице бросал камни в автомобиль".
Впрочем, кое-что понятно в поведении минского озорника образца 1913 года: собирая стаи собак, чихая, стреляя и воняя, громыхает по булыжнику самобеглая коляска. Ну разве можно нормальному мальчишке не "высказать" свое отношение…
Исследователи отмечают, что в канун Первой мировой войны таксомоторами в Минске служили шесть автомобилей марок "Форд", "Даррак", "Олдсмобиль", "Мерседес" и "Опель". А в том же 1913 году минчанин Выготский подал прошение о разрешении на перевозку пассажиров автобусом вместимостью 20 человек. Таковое было получено весной 1914 года, и между центром города и Комаровкой начал курсировать пассажирский фургон. Плата за проезд составляла 25 копеек, в то время как билет на конку стоил 5 копеек…
А началась история минских коммерческих автопарков с предприятия Ефима Арамовича.